Слайд 2
Прекрасное в обычном в творчестве К.Г. Паустовского
Бескорыстная любовь
к обыкновенной земле
(по очеркам «Мещорская сторона»).
Слайд 3
В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман
пишет: «Родные просторы Паустовский исходил и исколесил из края
в край. Ему довелось побывать в Англии, и в Италии, и в любимой им Франции. Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но даже приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещорской стороне и её людям».
Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции?
Слайд 4
Какое значение имеют слова «обыкновенная земля»? Какой смысл
вкладывает в них К.Г. Паустовский? Почему он так называет
главу своей книги?
СФормулируйте значение слов «Обыкновенная земля» у Г.К. Паустовского.
Слайд 6
«Обыкновенная земля» – земля, в которой нет ничего
примечательного, привычная нашему глазу; в ней «нет никаких особенных
красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». Но у Паустовского эти слова имеют какой-то особый оттенок. Словно писатель сам же с ними и спорит: обыкновенная, но милая сердцу земля; обыкновенная, но необычайно трогательная; обыкновенная, но прекрасная. И в тексте главы мы находим это «но»: «Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть, всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
Слайд 7
Мы говорили, что художественный принцип Паустовского – изображать
«прекрасное в обыкновенном». Можете ли вы доказать, опираясь на
текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле?
Слайд 8
«Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или
скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озёра, заросшие
чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном.
…В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.
Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа».
Слайд 9
Найдите в тексте определения, которые позволяют назвать К.Г.
Паустовского «тонким наблюдателем».
Паустовский действительно тонкий наблюдатель, и его сравнения
всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате». Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли».
Слайд 10
Того, что сумел увидеть писатель в Мещорском крае
в первые дни своего пребывания там, уже очень много.
Почему же он говорит, что этого «мало»?
Слайд 11
Писателю хочется слиться с этим миром, стать своим
для него, не посторонним наблюдателем, а участником, другом, знающим
все тайны этой обыкновенной, но удивительной земли, которую он полюбил всем сердцем: «Потом с каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу, и наконец наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории». Паустовский, подобно обожаемому им Андерсену, хочет рассказывать «удивительные истории» о простом и повседневном, окружающем нас с детства. Он хочет показать читателю красоту, скрытую в деревьях, цветах, травах, лесах, лугах, озёрах.
Слайд 12
Почему Паустовский «нарушил обычай географов» и сообщил о
местонахождении Мещорской стороны только в конце главы «Обыкновенная земля»?
Писателю важно создать эмоциональный образ, передать своё художественное восприятие, что и делает Паустовский в начале главы.
Каковы в изображении Паустовского люди, живущие на «обыкновенной земле»?
Слайд 13
Люди здесь тоже обыкновенные, как и сама земля,
но в них, как и в этой земле, Паустовский
находит неповторимый колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором. Это и ко всему привычные, отчаянные «довольно древние старухи», прыгающие на ходу с поезда вслед за своими узлами, и замечательный «косматый дед», едущий в музей, и Манька с «рваными коленками», и баба – её мать, и прочие пассажиры «мерина». Автору, чувствуется, очень хорошо среди этих людей в этом вагоне, где стоит запах «белой гвоздики, нагретой солнцем». Он слушает рассказы деда, которые для него тоже ключ к тайнам «обыкновенной земли».
Слайд 14
Почему К.Г. Паустовский посвящает лишь одно предложение тому,
что может дать Мещорский край человеку в узком, «материальном»
смысле? Почему он не хочет об этом писать подробнее?
Что означает для К.Г. Паустовского любить родину? Чему научила его Мещорская сторона?
Почему последняя глава книги «Мещорская сторона» названа «Бескорыстие»?
Слайд 15
Любить родную землю надо не за то, что
она может дать тебе для твоей суетной повседневной жизни,
а за то, что она дарит твоей душе, за то, что она учит тебя «видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было», за то, что она твоя родная земля. Любить родину надо бескорыстно.
Слайд 16
В чём состоит прекрасное в обычном в творчестве
Паустовского?
Писатель хочет стать частью окружающего его мира и
защищать его, если потребуется, оружием или словом. Вечным для него является прекрасная, хоть и неброская, природа родной страны, символизирующая для него понятие «родина», преходящим – то корыстное отношение к своей земле, которое свойственно многим людям и против которого восстаёт в своих очерках К.Г. Паустовский.