Слайд 2
Цели урока
Раскрыть интеллектуальность и эмоциональность характера эпохи
начала 20 века – эпохи всплекса , подъёма, в
науке и искусстве.
Провести исследование границ « Серебряного века в русской культуре»
Проведение мини- исследования по сравнительной характеристике течений модернизма.
Воспитание духовно-нравственных ценностей
Слайд 3
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Какие мысли
возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие
ассоциации вызывает звучание этих слов?
Слайд 4
Серебряный век
Ассоциативная цепочка:
Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы,
хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние,
дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
Особый мир – возвышенный и прекрасный
Слайд 5
Задача урока- исследования.
Определить,каким десятилетием, каким историческим
событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
Слайд 6
Первый аспект исследования.
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным
веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Слайд 7
Выступления учащихся
Историк- ключевые события эпохи.
1890 – начало эпохи
экономического роста, реформ Витте
1894 – начало царствования Николая П
С
1902 г. – массовое создание политических партий
1903 г. – второй съезд РСДРП
1904 -1905 -0 русско-японская война
1905-1907 – первая русская революция
1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
1917 – Октябрьская революция (переворот)
Слайд 8
Просвещение
Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге,
собрание русской живописи в Москве)
Библиотеки и читальные залы при
земствах, учебных заведениях, музеях
Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно-популярная библиотека по естествознанию»)
Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.)
Народные дома (библиотеки, лекции, концерты)
Бесплатные воскресные школы для взрослых
Рабочие курсы
Слайд 9
Образование
Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы)
Среднее (гимназии и
реальные училища)
Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось
130 тысяч студентов
Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.
Слайд 12
Искусствовед
М.Врубель
«Демон поверженный»
Слайд 13
Что мы видим?
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.
«И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в
громаде трех цветов Врубеля
Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Слайд 14
В. Борисов-Мусатов «Призраки»
1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 15
Симфония художника
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа
моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных".
Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
Слайд 16
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Показана в 1912 году на
выставке "Мира искусства»
Слайд 17
Символический смысл картины
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления,
очищения человечества
Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили
картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
Слайд 19
«Могучая кучка»
М. А. Балакирев
(1836-1910)
Увертюра на темы трех
русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы,
сборник русских народных песен
М.П. Мусоргский
(1839 – 1881)
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».
Слайд 20
А.П. Бородин
(1833-1887)
Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни
вокальной лирики
Н.А. Римский- Корсаков
(1844- 1908)
15 опер :
«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок»
Ц. А. Кюи
(1835-1918)
Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина.
Слайд 21
А.Г. Рубинштейн
1859- русское музыкально общество
М.А. Балакирев
Г.Я.Ломакин
1860-е
гг. : бесплатная музыкальная школа
Консерватории в Москве, Петербурге, Одессе,
Киеве и д.р.
Слайд 26
Исторический музей В. О. Шервуд
казанский вокзал А. В.
Щусев
музей изобразительных искусств И. И. Рерберг
Слайд 28
«Иван Грозный»
М.М. Антокольский
«Памятник тысячелетие России»
М.О.Микешин
Слайд 31
«Женщина с зонтиком»
Иван Крамской
Осенний день в Сокольниках.
И.И.Левитан
Три
женщины на дороге - Казимир Малевич.
Слайд 32
Литературовед
«Золотой век» в истории русской литературы
Поэзия сменяется прозой
Прозу
сменяет поэзия
Вывод по первой учебной ситуации:
Поэзия – всплеск чувств,
озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Слайд 35
И.С. Тургенев
А.А. Блок
В.В.Хлебников
Слайд 36
Значение
Исследования русских ученых были выдающимся в мировой
науке ;
Имена русских путешественников были занесены на географическую карту
мира;
Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости
В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства
Русская культура получила мировое признание ,и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.
Слайд 37
Голоса поэтов начала века
Композиция «Я каждый миг исполнен
откровенья»
Задания для учащихся:
Прослушать композицию
Записать
в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Второй аспект исследования.
Слайд 38
Владимир Сергеевич Соловьев
1853-1900 г.
Слайд 39
Мирра Александровна Лохвицкая
(1869-1905)
Слайд 40
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867-1942)
Слайд 41
Дмитрий Сергеевич Мережковский
(1865-1941)
Слайд 42
Федор Сологуб
Федор Кузмич Тетерников)
(1863-1927)
Слайд 43
Михаил Алексеевич Кузмин
(187501936)
Слайд 44
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
Слайд 45
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941)
Слайд 46
Владислав Фелицианович Ходасевич
(1886-1939)
Слайд 47
Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович)
(1885-1922)
Слайд 48
Игорь Северянин
(Игорь Васильевич Лотарев)
(1885-1941)
Слайд 49
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
Слайд 50
Выводы, запись в тетради:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность,
одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый
стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Слайд 51
Мини- исследовательский практикум.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
- цели творчества;
отношение к
миру;
отношение к слову:
особенности формы произведений
Слайд 52
Символизм
Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика,
эстетика и образ жизни времени
Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
Милый друг,
иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Слайд 53
Акмеизм
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая
сила)
Направление в литературе, провозгласившее своими
главными принципами:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности
- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности
- обращение к человеку, к подлинности его чувств
-поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Слайд 54
Футуризм
(от латинского futurum – будущее)
Идея разрушения старого мира
Художественной
системе футуризма свойственны:
Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа
искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
Пафос эпатажа
Слайд 55
Вывод
Что дает основания для объединения поэтов начала века,
чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы
Серебряного века»?
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Слайд 56
Третий аспект исследования.
Ещё одна бесценная страница в
истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви
и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам к воспитаниям о них. О чём говорят эти строки?
Слайд 57
Поэты Серебряного века творили не только стихи,
поэмы, они
лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение
к собственной биографии как к выстаиваемому мифу.
2. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили
в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехом друзей, восхищаться их гениальностью.
вывод:
Слайд 58
Итоги исследования.
Это явление не ограничилось 17 годом.
Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов ,
сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях памятные события Серебряного века.Он стал их судьбой.Как они сотворили его, так и он, Серебряный век, сотворил их.Значит,явление продолжало существовать до 50-60 годов прошлого века;
.
Слайд 59
Итоги исследования
под знаком Серебряного века развивалась духовная,
художественная жизнь всего 20 столетия.