Слайд 2
Былины создавались и передавались от поколения к поколению
простым трудовым народом, который на своих плечах выносил и
тяготы военных подвигов, и тяжкий повседневный крестьянский труд. Через былины простые труженики пытались скрасить хотя бы в своем воображении непомерное бремя трудовых и ратных подвигов, показать величие человека труда и его превосходство над остальными. В народе любили былинных богатырей..
Слайд 3
Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Мы
же поговорим о богатыре- пахаре, оратае Микуле Селяниновиче.
Селянинович – от существительного село. Отчество, а вернее, прозвище Селянинович указывает на то, что Микула – сельский житель, крестьянин.
Слайд 4
Как орет в поле оратай
– посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то
каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
Слайд 5
Микула орет (пашет) сошкой. «Омешики на сошке булатные».
ОМЕЖА, омежь
жен.,
У сохи, которой пашет Микула, омешики булатные, то
есть сделаны из самого хорошего металла, из булата.
Слайд 6
Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для
того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки
серебряный». Рогачик – рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».
Это обжи, между ними находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее да шелковые».
Слайд 7
«У нее» – то есть у лошади. А
лошадь у Микулы соловая. Смотрите в тексте: «У оратая кобыла
соловая». Соловая лошадь – это лошадь такой масти: сама светло-коричневая, но хвост и грива белые.
Кобыла у богатыря пахаря тоже богатырская. Если Микулина кобыла ступью идет (от глагола ступать), то другим лошадям приходится уже скакать, чтобы не отстать от нее; а если она грудью пойдет, за ней уже никакому коню не угнаться.
Слайд 8
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли
жемчуг рассыпаются.
«Скачен жемчуг», или «скаченый жемчуг» – отборный жемчуг,
круглый, ровный, высшего сорта. Представьте себе: высыпали из мешочка жемчуг, и покатились жемчужные шарики по столу. «У оратая кудри... что не скачен ли жемчуг рассыпаются».
Слайд 9
Пяты значит «каблуки»; существительные пята и пятка – родственные слова. «Шилом пяты» –
с чем сравниваются пяты, то есть каблуки? «Шилом пяты»
– то есть каблуки тонкие, как шило. «Носы востры» – острые носы.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У Микулы сапоги сшиты из сафьяна. Сафьян – выделанная козлиная кожа, мягкая, эластичная. САФЬЯН. Заимств. — через тюрк. посредство — из перс. яз., в котором переводится, как «крепкий, жесткий»
Слайд 10
А кто скажет, что означает существительное мех в выражении «соли
три меха»?.. Сравните пары слов: стих – стишок, смех – смешок,
мех – ? (Мешок.) Мех – мешок из шкур животных.
Слайд 11
А кто из вас знает слово пуд? Пуд – русская мера
веса, равная приблизительно шестнадцати килограммам.
Микула говорит: «Закупил я соли
цело три меха, каждый мех-то был ведь по сто пуд». Не может быть такого мешка, в который вошло бы сто пудов соли. Опять в былине применена гипербола.
Микула говорит Вольге, что в тех городах живут мужики-разбойники, они подрубят у моста сляги (длинные бревна, на которые настилается мост) – подрубят сляги и потопят князя в речке.
сля́га́ "тонкое, длинное бревно, рычаг", арханг., слега́ – то же (Даль), слёга "тонкая, длинная жердь", донск. (Миртов),.
Слайд 12
Два глагола – пахать и орать в значении «взрыхлять землю» – сосуществуют в большинстве тех мест,
где известен глагол орать. Являются ли они синонимами?
Как правило, под хлебные
злаки землю обрабатывали два-три раза, особенно это требовалось для озимой ржи и пшеницы. Поэтому при употреблении в одном говоре обоих глаголов один из них может означать первичную вспашку, и даже процесс поднятия целины, а другой – вторичную пахоту или пахоту по третьему разу. В ряде мест глагол пахать имеет значение «возделывать какую-либо определенную культуру», например: бывало, пахали белую свеклу, раньше лен пахали, жито.
Слайд 13
Возможно, вы знаете, что наши предки обрабатывали землю простейшими
орудиями: ралом, сохой, косулей (один из видов сохи), плугом. И вот, оказывается, в говорах наблюдается
разная сочетаемость слов: один глагол употребляется, когда речь идет об одном орудии, а другой – о другом. Так, в ряде мест орут сохой, а пашут плугом, в других же районах наоборот: орут плугом,, а пашут сохой(подобный пример находим в Словаре В. И. Даля).
Слайд 14
В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве . Тогда по русской
земле редко ратаеве кикахуть… [покрикивали]. Вспомним и крылатое выражение из Библии:
«…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве.
Слово о полку Игореве
Слайд 15
Предположительно произошли от одной основы:
СОХА. Общеслав. Основа та
же, что в посох, сук, латышск. saka "развилка у
дерева", н.-перс. šax "ветка, сук, рог" и т. д. Исходное значение — "развилка, вилы, рога" (ср. сохатый — "с рогами (олень, лось)
ПОСОХ. Искон. Преф. производное от несохранившегося сохъ (ср. вариант ж. р. соха). Исконно — "палка с загнутым концом" (одним, а не двумя, как у сохи).