Слайд 2
Наталье Николаевне минуло только 16 лет, когда она
впервые встретилась с Пушкиным на одном из балов в
Москве зимой 1829 года. Она была в белом воздушном платье, с золотом на голове. Александр Сергеевич не мог отвести от нее глаз. Она была скромна до болезненности: при первом знакомстве с поэтом его знаменитость, властность не только сконфузили, а как-то даже придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта восторженная скромность только возвысила ее в глазах поэта.
Слайд 3
Поэтическая красота госпожи Пушкиной проникает до самого моего
сердца. Но какую же трудную предстоит ей нести судьбу
– быть женой поэта, такого поэта, как Пушкин .
( Долли Фикельмон)
Брюллов . Портрет Н.Н. Пушкиной
1831 г. Акварель.
Слайд 4
1828 год.
Бал у Йогеля.
Несколько позже поэт напишет
матери Натали: «Когда я видел её в первый раз
её красоту ещё не все замечали в свете. Я полюбил её голова у меня закружилась.»
Апрель 1829года. Поэт делает
предложение и получает отказ.
6 мая 1830 года состоялась помолвка.
Слайд 5
Москва.Вьюжный февраль 1831 года. Церковь Большого Вознесения на
Никитской улице. Она в венчальном платье с длинным
шлейфом. Как она хороша. А Пушкин встретится с ее взглядом, горящими голубыми глазами – и читает в них Натали счастье безграничное, любовь безудержную.
Устинов Е.А. Венчание.
Слайд 6
«Я женат и счастлив. Одно желание мое, чтоб
в жизни моей ничего не менялось. Женка моя прелесть
не по одной наружности.»
Пушкин – Плетневу.
Устинов Е.А. Пушкин и Натали.
Слайд 7
Слишком приметной была она, и ей не прощалась
малейшая оплошность…
«Наташа была действительно прекрасна,
Но главную прелесть составляли
отсутствие всякого жеманства и естественность»
(Надежда Михайловна Еропкина.)
Картина Н.Ульянова
Слайд 8
Поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень
красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и
мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Но они любили друг друга. За шесть счастливых лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей.
Слайд 9
Устинов Е.
А. Пушкин, Натали, Николай I.
И просто ли
испить
Такую чашу -
Подругой гения
Вдруг стать в осьмнадцать лет?
Слайд 10
Она была любимой и любящей женой. Она подарила
ему четверых детей.
Наталья
Александр Мария
Григорий
Слайд 11
«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли
ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на
свете , - а душу твою люблю я ещё более лица твоего.»
Это напишет Пушкин своей жене.
Слайд 12
«Здравствуй, женка,мой ангел! Надеюсь увидеть тебя недели через
две, тоска без тебя, побереги себя.»
«Мой ангел, я пишу
в хлопотах и никого не вижу и привезу тебе пропасть всякой всячины.»
« Ты умна, ты здорова, ты детей кашей кормишь. Ай-да хват баба! Что хорошо,то хорошо.»
Письма поэта
Слайд 13
М.Савицкий.
Пушкин и Натали.
Пушкин верил ей и любил
ее
по-прежнему. « Я вижу, что моя бедная Наталья стала мишенью для ненависти света.»
Слайд 14
После злосчастной дуэли 27 января 1837 года раненый
Пушкин в дороге беспокоился лишь о том, чтобы по
приезде домой не испугать жену. Первыми его словами, обращенными к жене, были следующие: «Как же я счастлив. Я еще жив, и ты возле меня. Будь покойна. Ты не виновата, я знаю, что ты не виновата».
Слайд 15
К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Слайд 16
Поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень
красивая девушка с застенчивым и меланхоличным выражением лица и
мятежный поэт, `потомок негров безобразный`, ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет.
Устинов Е.А. Пушкин и Натали
В страшные дни 1837 года после смерти Пушкина, в дни отчаяния, слез, спасительного беспамятства она была `бледная, худая, с потухшим взором, в черном платье, казавшаяся тенью чего-то прекрасного`. Овдовев, Наталья Николаевна выполнила завет мужа. Почти два года она жила в деревне - Полотняном Заводе, в том самом доме, в котором она провела счастливейшие две недели с Пушкиным.
Слайд 17
Наталья была действительно прекрасна. Все в ней было
удивительно хорошо и проникнуто глубокой порядочностью.
В.Гау. Портрет Натальи
Николаевны Пушкиной 1841 г.
Слайд 18
Из статьи пушкиниста А. Ф. Онегина:
`Слишком приметна была
она, и как жена гениального поэта, и как одна
из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг ее немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым`.
Слайд 19
В.Гау.
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной. 1842 г.
Слайд 20
В.Гау. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной. 1843 г.
Была прекрасна
-
Виновата, значит,
Такое ясно каждому,
Как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят
Все,
кому не лень.
Слайд 21
Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота
в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех.
В.Гау. Портрет
Натальи Николаевны Ланской. 1844 г.
Слайд 22
Не ее вина, что все в ней было
так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным
самородком!` - отмечает в заключении Надежда Михайловна в своих воспоминаниях. (Цитируется по книге Н. Раевского `Портреты заговорили` т. 1. Изд-во `Жазушы`. А-Ата 1983г.)
Слайд 23
Ранее считалось, что это портрет одной из сестёр
Натальи Николаевны. Но , сличая портреты Н.Н. работы Гау
и Макарова с этим, мы замечаем в них много общего: волосы, глаза, нос, овал лица, тон кожи, фигура.
был написан с натуры художником И. К. Макаровым
в 1849 год
Слайд 24
`Госпожа Пушкина, жена поэта... очень красива, и во
всем ее облике есть что-то поэтическое... в ее лице
есть что-то кроткое и утонченное... Это - образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца`.
Портрет, написанный маслом. Работа И.П. Макарова.
Слайд 25
В.Гау. Портрет Натальи Николаевны Ланской. 1849 г.
Слайд 26
Это акварель работы В.Гау. Портрет рисует нам Наталью
Николаевну в парадном, сильно открытом бальном туалете из белой
шёлковой материи. На её голове венок из красных роз, на груди красная роза.
В.И. Гау. 1849. Наталья Николаевна Ланская.
Слайд 27
На шее надета синяя с жёлтым узором лента,
скреплённая роскошной брошью из брильянтов и сапфиров, с подвеской
из громадного, осыпанного брильянтами сапфира. Выбор всего этого здесь обдуман: белый и красный - цвета кавалергардского обмундирования, а брошь является свадебным подарком Наталье Николаевне от Николая I ко дню её свадьбы с Ланским.
Слайд 28
Н.Н. Пушкина-Ланская. После 1863. Художник И. Макаров
Пережитые ею
страдания расшатали здоровье задолго до старости. У нее часто
болело сердце, по ночам мучили судороги в ногах, нервы были истощены. В самые последние годы болезнь перекинулась на легкие. Не помогло и лечение за границей.
Слайд 29
Осенью 1863 года Наталья Николаевна отправилась из Петербурга
в Москву на крестины внука. Простудилась. Возвратившись домой, слегла
с тяжелым воспалением легких, после которого уже не оправилась. Умирая, в лихорадочном забытьи, она шептала побелевшими губами: `Пушкин, ты будешь жить!` - хотя Пушкина не было в живых уже много лет. Рядом была только его бессмертная тень, тоскующая по душе той, кого он любил больше жизни.
Н. Н. Гончарова умерла 26 ноября (8 декабря) 1863 года. Ей был 51 год.
Слайд 30
Александро-Невская Лавра (Санкт-Петербург). Могила Н. Н. Ланской. Рядом
- могила П. П. Ланского (скончался через 15 лет
после смерти жены).
Здесь похоронена Ланская...`
Снега некрополь замели.
А слух по-прежнему ласкает
святое имя - Натали.
Как странно, что она - Ланская.
Я не Ланской цветы принес,
а той, чей образ возникает
из давней памяти и слез.
Слайд 31
Здесь похоронена Ланская...`
Снега некрополь замели.
А слух по-прежнему ласкает
святое
имя - Натали.
Как странно, что она - Ланская.
Я не
Ланской цветы принес,
а той, чей образ возникает
из давней памяти и слез.
Нам каждый день ее был дорог
до той трагической черты,
до Черной речки, за которой
настало бремя суеты.
Слайд 32
Нам каждый день ее был дорог
до той трагической
черты,
до Черной речки, за которой
настало бремя суеты.
Как странно, что
она - Ланская.
Ведь вслед за выстрелом сама
оборвалась ее мирская,
ее великая судьба.
И хорошо, что он не знает,
как шли потом ее года.
Она фамилию сменяет,
другому в церкви скажет `да`.
Слайд 33
Но мы ее не осуждаем.
К чему былое ворошить...
Одна
осталась - молодая,
с детьми, а надо было жить.
И все
же как-то горько это. -
Не знаю, чья уж тут вина, -
что для живых любовь поэта
так от него отдалена.
Андрей Дементьев