Слайд 2
Free Powerpoint Templates
Что помогает писателю создать незабываемый художественный
образ Мещорской стороны?
Слайд 3
Выделяем использование словосочетаний в тексте глав «Леса» и
«Мой дом», где ведущее значение имеет цвет.
«…рыжие злые
муравьи с сильными челюстями»; «…лиловые колокольчики на полянах»;
«Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой»; «…блеснёт… озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало»; «…роса стекает по белым стволам»; «Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера»; «…совы летают около костра, ... как комья белого пуха»; «…подымается огромное белое солнце»; «Больше всего озёр с чёрной водой»;
Слайд 4
«Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится
на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую
пыль»; «Восток розовеет».
Рыжий, лиловый, золотой, чёрный, белый, зелёный, голубой, жёлтый, красный, фиолетовый, желтоватый, синеватый, «оловянный» (серебристо-серый), зеленоватый, серый, лимонный, пурпурный, розовый – все цвета спектра, кроме оранжевого и синего (есть «синеватый»), и полутона, и различные оттенки присутствуют в описании облика «обыкновенной земли».
Слайд 5
«Обыкновенная земля» густо населена… деревьями, цветами, насекомыми, животными,
рыбами, птицами. Все они в изображении Паустовского – такие
же законные обитатели этого края, как и люди, все они так или иначе выражают свои чувства, даже разговаривают с автором, который хорошо их понимает.
Давайте выберем те детали, которые «озвучивают» картину Мещорского края.
Слайд 6
Вот наиболее характерные из «звучащих» деталей:
«Стаи птиц со
свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны». «В ветер
леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны». «Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».
«На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра».
«Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как
где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника».
Слайд 7
«Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то
говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом
проносятся тяжёлые утки». «Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой». «Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать».
Слайд 8
«… коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но
не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями
и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады».
«Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба».
«Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат».
«Туман шуршит в саду».
Слайд 9
«Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра
выскакивает лягушка.
Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок
пастуха – он поёт ещё далеко, у самой околицы».
«Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь».
«Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает».
Слайд 10
Является ли звуком тишина в тексте Паустовского?
Тишина у
Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно»,
как и остальные звуки. И все звуки (и «цивилизованного», «человеческого» мира, и «природные», «дикие») сплетаются и воспринимаются как неразрывное целое. Всё в мире едино, утверждает Паустовский, и человек – такое же дитя мира, как и всё прочее, живущее вокруг него.
Слайд 11
Перечислите художественные детали, связанные с запахом.
Мещорский край
– край лесных запахов и запахов воды. От рук
героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей». Впереди у него «пустынный сентябрьский день»:
«Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».
Слайд 12
Чего добивается
К.Г. Паустовский столь детальным изображением красок,
звуков и запахов?
Писатель призывает нас как можно более внимательно
вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда, как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного».
Слайд 13
Вывод по теме урока
Писатель призывает нас как можно
более внимательно вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда,
как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного».