Слайд 2
Творчество ОСТРОВСКОГО
Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского
театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею
типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах — поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.
Слайд 3
Замоскворечье. С литографии начала XIX века.
Александр Николаевич Островский
родился 12 апреля (31 марта ст. ст.) 1823 года
в Москве, в Замоскворечье. Отец его служил в Московском коммерческом суде, выделяясь среди чиновников своим умом и начитанностью.
Николай Федорович Островский — отец драматурга.
Дом на М. Ордынке, теперь улице Островского, в котором родился будущий драматург.
Слайд 4
Дом ОСТРОВСКОГО
Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая
Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру
у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.
Слайд 5
Дом-музей в Замоскворечье
Детство и юность писателя прошло в
Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского
барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, еще в детстве пристрастился к чтению. В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушел из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845-1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
Слайд 6
Первая московская гимназия, где учился А. Н. Островский.
С
1835 года А. Н. Островский учился в Первой московской
гимназии. В 1840 году поступил в Московский университет, на юридический факультет.
Еще в гимназии он увлекается литературой, и первые опыты его литературного творчества относятся к гимназическому времени.
Слайд 7
Со школьных лет Островский увлекался театром — сначала
народным, затем спектаклями Малого театра. Театральные впечатления были своеобразным
«университетом» для будущего драматурга.
Малый театр в Москве
П. С. Мочалов
М. С. Щепкин.
Слайд 9
А. Н. Островский, с детства наблюдавший жизнь купцов,
в совершенстве изучил быт, семейные и имущественные отношения их
во время почти восьмилетней службы в Московском совестном, а затем Коммерческом суде, куда поступил по настоянию отца в 1843 году, не окончив университета
Прием приданого.
С картины В. Пукирёва.
Приезд гувернантки в купеческий дом. С картины В. Перова. 1866.
Слайд 10
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х
гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы
натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).
Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрут» («Свои люди — сочтемся», 1849). В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.
Слайд 11
Комедия «Свои люди — сочтемся» стала широко известна
в стране и прославила имя молодого драматурга. На сцене
театра она появилась только через десять лет после опубликования, в1861 году.
Группа исполнителей пьесы «Свои люди — сочтемся». Домашний спктакль
Роль Подхалюзина играл сам Островский и выполнил ее чрезвычайно отчетливо. Он мастерски обрисовал характер этого подлеца, придал значение каждому его слову, каждому движению и разоблачил всю внутреннюю сущность негодяя.
Театральный дневник 1861 года
Я считаю на Руси три трагедии: „Недоросль", „Горе от ума", „Ревизор". На „Банкруте" („Свои люди —сочтемся") я ставлю номер четвертый.
В. Ф. Одоевский. 7 апреля 1850 года
«Свои люди — сочтемся». Действие 4-е, явление 4-е. С. С. Большое, А. К. Вольтова, Л. Е. Подхалюзин.
С рисунка П. Боклевского. 1859. спектакль 21 января 1861 года в Москве.
Слайд 12
Публика ждет от искусства облечения в живую изящную
форму своего суда над жизнью, ждет соединения в полные
образы подмеченных у века современных пороков и недостатков... и художество дает публике эти образы.
«Свои люди — сочтемся». С. С. Большой — К.Н. Рыбаков; Л. Е. Подхалюзин — М. П. Садовский. Малый театр. 1881.
Сваха Устинья Наумовна. «Свои люди — сочтемся».
С рисунка Я. Боклевского. 1859.
Слайд 13
«Гроза»
Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая,
обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и
соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта. Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.
Слайд 14
Считая специальную подготовку воспитания и обучения актера «делом
государственной важности», А. Н. Островский в 1865 году вместе
с композитором Н. Г. Рубинштейном организует Артистический кружок. Кружок дал русскому театру М. П. Садовского, О. О. Садовскую, В. А. Макшеева. Здесь «впервые познакомилась московская публика с огромным талантом П. А. Стрепетовой».
А. Н. Островский в кругу артистов
Слайд 15
В 1867 году, после смерти отца, А. Н.
Островский с братом Михаилом купили у мачехи имение Щелыково.
В этом имения Островский любил работать и отдыхать.
Дом в Щелыкове, ныне музей
имени А. Н. Островского.
М. В. Островская — актриса Малого
театра, жена А. Н. Островского.
Слайд 16
усадьба Щелыково
С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич
проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный
дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
Щелыково. Мемориальный музей А. Н. Островского.
Слайд 17
В 1873 году была напечатана «весенняя сказка» А.
Н. Островского «Снегурочка».
«Снегурочка» — В. Ф. Комиссаржевская
Композитор
Н. А. Римский-Корсаков. 1900.
Слайд 18
Последние годы состояние здоровья А. Н. Островского тревожило
его друзей и близких, но драматург продолжал работать до
последнего дня своей жизни. 2 июня 1886 года в Щелыкове он скончался.
Кабинет А. Н. Островского в Щелыкове,
где он умер
Могила А. Н. Островского на кладбище Никола-Бережки в окрестностях Щелыкова
Слайд 19
Новые герои ОСТРОВСКОГО
Последующий большой период творчества драматурга (1861-1886)
обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему
русского романа — от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Толстого и Достоевского. Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга. Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чем-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере. Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения. Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановна от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.
Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, — постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях. В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства — деклассированный дворянин и провинциальный актер Несчастливцев.
Слайд 20
Памятник А.Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково.
Памятник А.Н,
Островскому у Малого театра.
Скульптор А.Андреев
Слайд 21
Драматург остался в истории русской литературы не просто
«Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем
русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
В конце жизни Островский, наконец-то, достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении от наследственной болезни — стенокардии.