Слайд 2
История создания комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
«Умри, Денис, лучше не
напишешь!»
(Князь Потёмкин)
Слайд 3
Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в
XVIII веке в два слова или через дефис.
Слайд 4
Самостоятельная работа
со статьей учебника
Какими были учебные успехи
Д.И.Фонвизина?
Что навсегда сохранила память юного Фонвизина от поездки в
Петербург?
Какова направленность творчества Д.И.Фонвизина. Укажите его первое произведение.
Когда была создана и где и когда поставлена комедия «Недоросль»?
Какие творческие планы имел, но не сумел реализовать Д.И.Фонвизин?
Слайд 5
Жан-Батист Мольер (1622-1673г.г.) – знаменитый комедиограф Франции
“Задача
комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.
Ж.-Б. Мольер
Слайд 6
“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на
всё русское. А между тем нет ничего в ней
карикатурного: всё взято живьём с природы…” (Н.В. Гоголь)
“Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В.Г. Белинский)
Слайд 7
Тришкин кафтан
Как вы думаете, почему комедия начинается сценой
с портным Тришкой?
Что мы узнаём о жизни в
доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Слайд 8
Домашнее задание
Образ
Простаковой
Слайд 9
Какому фрагменту пьесы соответствует иллюстрация?
Слайд 10
Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде
его обузил…
А ты, скот, подойди поближе. Не говорила
ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил пошире.
Отношение к крепостным
Слайд 11
Ну… а ты, бестия, остолбенела, а ты не
впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему
рыла по уши... Ты же еще, старая ведьма, и разревелась.
Отношение к крепостным
Слайд 12
Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
О матушка! Знаю,
что ты мастерица, да лих не очень тебе верю.
Поздравляю,
Софьюшка! Поздравляю, душа моя!
Отношение к Софье
Слайд 13
Ах, мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?
Мне
очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит.
Ты, мой
друг сердечный, сам в шесть часов будь совсем готов.
Отношение к Митрофону
Слайд 14
Однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой не
воскресал.
То-то дядюшка! То-то отец родной! Я и сама все-таки
думала, что бог его хранит.
Отношение к Стародуму
Слайд 15
Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто.
Это ты!
Ты, батюшка! Гость наш бесценный!
Ах, мой батюшка! Всё готово.
Сама для тебя комнату убирала.
Отношение к Стародуму
Слайд 16
Отрицательные герои
Кто из персонажей комедии входит в число
отрицательных героев?
Какие черты в каждом из них высмеивает автор?
Каково
назначение отрицательных героев?
Слайд 17
Отрицательные герои
Госпожа Простакова, владелица имения.
Простаков, женин муж.
Митрофан, матушкин
сынок.
Скотинин, сестрин брат.
Вральман, учитель французского языка.
Слайд 18
Отрицательные герои
Действие 3. Явление VII.
Действие 4. явление VII.
Какие
черты высмеивает автор в каждом из отрицательных героев?
Каково значение
отрицательных персонажей?
Слайд 19
Нравы семьи Простаковых
Что мы узнаем от Простаковой и
Скотинина об их родственниках?
Каковы взаимоотношения между членами семьи?
Каковы отношения
дворян к крепостным, интересы помещиков?
Слайд 20
Домашнее задание
Выписать в тетрадь ответ на вопрос: «Что
является самым ценным в обществе и человеке, по мнению
Стародума?»
Действие 3 явление 1; действие 4 явление 2; действие 4 явление 6; действие 5 явление 1.
Слайд 21
"Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния
государства” (Стародум)
Проблема воспитания истинного гражданина
в
комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Слайд 22
Образ Митрофана
(значение имени)
Охарактеризуйте его внутренние качества, потребности
и желания.
Почему он стал таким?
Мог ли быть иным внутренний
мир Митрофана и при каких условиях?
Слайд 23
Взгляды Стародума
Истинно любочестивый человек ревнует к делам, а
не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное
почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Слайд 24
Взгляды Стародума
Умей различить, умей остановиться с теми, которых
дружба к тебе была б надежною порукою за твой
разум и сердце.
И добродетель также своих завистников имеет.
Добродетельный человек не перестает идти своей дорогой.
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Слайд 25
Взгляды Стародума
Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает
прежде, нежели как судья наказывает.
Степени знатности я рассчитаю по
числу дел, которые большой господин сделал для отечества.
По моему расчету, тот богат, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Слайд 26
Взгляды Стародума
В глазах мыслящих людей честный человек без
большого чина – презнатная особа; что добродетель всё заменяет,
а добродетели ничто заменить не может.
Слайд 27
Как воспитать истинного гражданина?
Воспитание дано мне было отцом…
наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во
всякое время.
Без неё (души) просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Слайд 28
Как воспитать истинного гражданина?
Способы сделать людей добрыми в
руках государя. Великий государь даёт милость и дружбу тому,
кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Воспитание должно быть залогом благосостояния государства.
Слайд 29
Как воспитать истинного гражданина?
Да я желал бы, чтобы
при всех науках не забывалась главная цель всех знаний
человеческих – благонравие. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло.
Я хотел бы, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день…
Слайд 30
Митрофан:
что сделало его таким?
спрогнозируйте его будущее;
при каких
условиях возможно было наличие в этом персонаже иных качеств?
Митрофан
– это невежа или невежда?
Слайд 31
Недоросль (прямое значение)
дворянин, не достигший 20
лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было
вступать в службу и жениться.
Недоросль (переносное значение)
балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.
Слайд 32
Самостоятельная работа
Охарактеризуйте пороки (недостатки), которые обличает в людях
и в обществе автор пьесы. Через каких героев и
какие ситуации он это делает?
2. Укажите фрагменты пьесы, вызывающие улыбку, смех.