Слайд 2
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру так
велико и имеет столь разнообразные формы, что его, в
сущности, невозможно предсказать и предвидеть.
Слайд 3
Всякий раз оно появляется в новом для себя
или для литературы обличье и именно там, где его
меньше всего ожидают.
Слайд 4
Раньше нам было трудно понять, почему Достоевский был
столь популярен на Западе, где его творчество признавалось чуть
ли не мировым сокровищем.
Слайд 5
Ради Достоевского трудились сотни переводчиков, переводили его на
все языки Европы.
Слайд 6
Но все же тогда еще мы не совсем
четко могли понять, почему для европейца особенно важно было
знать, что рядом есть чуткая метафора Достоевского.
Слайд 7
Однако, несмотря на все это, времена советской действительности
как бы скрывали от нас остроту и актуальность звучания
его романов.
Слайд 8
Оказалось, что прошло еще много лет и ужас
положения Голядкина, оставшегося один на один с миром бесправия,
и безвыходная агония разума Раскольникова, снова встанут во весь рост, отбрасывая тень на грядущую цивилизацию.
Слайд 9
На западе век машин наступил раньше, а вместе
с ним пришли одиночество, чувство разорванной реальности.
Слайд 10
Европеец давно искал утешения для себя, он искал
такого сюжета, с которым он не будет одинок.
Слайд 11
Вместе с Достоевским мировая культура нашла спасение от
гнетущего бездушия механизмов и электроники.
Слайд 12
Оказалось, что для Европы проблемы, увиденные Достоевским в
России, являются еще более драматическими
Слайд 13
Ведь литература Европы сама посвятила себя борьбе против
общества лицемерия и безнравственности, но то, что смог выразить
Достоевский, до этого еще никому, видимо, не удавалось.
Слайд 14
Если говорить о влиянии Достоевского на мировую культуру,
здесь открываются еще более величественные горизонты.
Слайд 15
В творчестве Достоевского есть несколько замечательных черт.
Слайд 16
Среди них – стремление очертить контуры общечеловеческих ценностей.
Слайд 17
И когда мы говорим, что кроме нас в
мире никто не тянется за христианскими (православными) ценностями, то
оказывается, что в Европе они особенно востребованы.
Слайд 18
А это значит, что Достоевский, обнаруживший глубинный психологизм
человека вообще, одержал свою главную победу – стал мировым
классиком.
Слайд 19
Он, практически, подал импульс к тому, чтобы еще
глубже понять человека, изучить не только схемы его поведения,
но и причины, по которым эти схемы приводятся в действие.
Слайд 20
В этом заключается основная сила влияния Достоевского. Острейшие
проблематизм!
Слайд 22
Достоевский создал драматический жанр романа, подготовлявшийся в
течение XIX века и получивший у великого русского художника
завершенную форму.
Слайд 23
Он стремился художественно доказать, что любой момент жизни
поддается драматизации: если довести изображаемое явление до
высокой степени интенсивности, из него выступит противоборство как бы самостоятельных начал, или сил.
Слайд 24
Умению "драматизировать" то, что для обычного взгляда кажется
единым, училась у Достоевского литература XX столетия.
Слайд 25
Достоевский признал огромную жизненную важность идей, нравственных идеалов
и программ, оставаясь в этом отношении близким к
русскому революционному просвещению, которое в других отношениях он страстно отвергает.
Слайд 26
Именно тот факт, что Достоевский, изучая свойства русского
мышления, затронул, тем не менее, мышление мировое, привело его
к мировому литературному пьедесталу!
Слайд 27
Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций
русской литературы, но и дополняет её, так как открывает
новый аспект этой темы.
Слайд 28
Достоевский становится певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых».
Слайд 29
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек,
кто бы он ни был, как бы он низко
ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание.
Слайд 30
Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины
страшной нищеты, которая унижает достоинство человека.
Слайд 31
Местом действия романа становится Петербург, причём самая бедная
часть города.
Слайд 32
Федор Михайлович создаёт обширное полотно безмерных человеческих мук,
страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу
«маленького человека» и открывает в нём залежи огромного духовного богатства.
Слайд 33
Достоевский – один из величайших новаторов в области
художественной формы.
Слайд 34
Фёдор Михайлович создал форму «полифонического романа», в котором
сталкиваются разные голоса и мнения.
Слайд 35
Создав и разрушив на страницах романа теорию “сильной”
личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая,
в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести – нравственному закону.