Слайд 2
Рекомендация:
ЕГЭ по литературе длится 240 минут
(4 часа)
Части I
и II не более 2 часов
Часть III около 2 часов
Слайд 3
Содержание экзаменационной работы
Восемь разделов:
1) Сведения по теории и истории
литературы
2) Из древнерусской литературы 0-10%
3) Из литературы XVIII века 0-10%
4) Из литературы первой половины
XIX
века 15-35%
5) Из литературы второй половины
XIX века 20-35%
6) Из литературы конца XIX - начала
веков 0-20%
7) Из литературы первой половины XX века 20-35%
8) Из литературы второй половины XX века 0-15%
Слайд 4
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Состоит из трёх частей:
часть I -
задания, связанные с анализом художественного текста (фрагмент эпического или
драматического произведения)
часть II - задания, связанные с анализом стихотворного (лирического) произведения
часть III - развёрнутый ответ на ОДИН из трёх вопросов проблемного характера на литературную тему по выбору экзаменуемого
Слайд 5
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Часть I
7 заданий с
КРАТКИМ ответом (В1 – В7)
2 задания с РАЗВЁРНУТЫМ ответом
(С1, С2). Рекомендуемый объём ответа – 5 -10 предложений.
С1. – дать конкретный связный ответ на вопрос;
раскрыть позицию автора; аргументировать, опираясь на текст.
С2. – привести не менее 2-х позиций сопоставления
(указание автора и названия художественного произве-
дения с обязательным обоснованием выбора; можно
приводить в качестве сопоставления 2 произведения
одного автора.
Слайд 6
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ II
ПЯТЬ заданий с КРАТКИМ ответом
(В8 – В12)
ДВА задания с РАЗВЁРНУТЫМ ответом (С3, С4).
Рекомендуемый
объём ответа – 5 -10 предложений
С3. – развёрнутое рассуждение о тематике и проблематике предложенного стихотворения или стихотворного фрагмента
С4. – включение анализируемого материала в литературный контекст и написание развёрнутого рассуждения о связи проблематики данного произведения или фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
Слайд 7
Изменения в ЕГЭ - 2012
Изменилось несколько
заданий
в части В
Критерии оценивания
1.Появилось задание
на соответствие в эпосе
2. Из перечня выбрать
3 названия худ. средств
и приёмов, которые ис-
пользует поэт в строфе
стихотворения.
Добавился пункт
«Следования
нормам речи»:
не более 1 ош. – 1 б.
более 1 ош. – 0 б.
в критериях
оценивания
Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4 (вместо трех введено четыре позиции оценивания). Изменения привели к увеличению максимального балла с 3 до 5.
Уточнено название первого критерия задания С5: «Глубина понимания темы сочинения и убедитель- ность приводимых в сочинении суждений». В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 45.
Слайд 10
В экзаменационную модель 2012 г. по итогам экзамена
2011 г. внесены изменения, направленные на учет возрастных особенностей
учащихся, на преодоление неоправданных расхождений экзаменационной модели ЕГЭ и ГИА для выпускников IX классов, на повышение объективности оценивания экзаменационной работы.
Слайд 11
Изменения в ГИА - 2012
Изменения в части 1,
2
Критерии оценивания
1.Число заданий в части 1 – 2 (3
– 5 предложений)
2.1 задание на соответствие
в части 1 (5-8 предл.)
3.В части 2 – 1задание (4 темы, 200 слов)
1.В 1 части снято требо-
вание обязательного использования теорети-
ческих понятий.
2.Сопоставительный
анализ – умение строить
сравнительную
характеристику.
Древнерусская
литература
"Слово о полку Игореве"
Литература первой половины XIX века
А.С. Грибоедов. "Горе от ума"
В.А. Жуковский.
Стихотворение "Море",
баллада "Светлана"
Художественные произведения,
проверяемые на ЕГЭ
А.С. Пушкин
Романы: "Капитанская дочка", "Евгений Онегин».
Поэма "Медный всадник«.
Стихотворения: "Деревня", "Узник", "Во глубине сибирских руд...", "Поэт", "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", «Разговор книгопродавца с поэтом", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия", ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил..."
М.Ю.
Лермонтов
Поэма "Мцыри", Песня про купца…»
Роман "Герой нашего времени",
Стихотворения: "Нет, я не Байрон, я другой...", "Тучи", "Нищий", "Из-под таинственной, холодной полумаски...", "Парус", "Смерть поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Пророк", "Как часто, пёстрою толпою окружен...", "Валерик", "Выхожу один я на дорогу..."
Н.В. Гоголь
пьеса "Ревизор",
поэма "Мертвые души",
повесть "Шинель".
Литература второй половины
XIX века
А.А. Фет
стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
Н.А. Некрасов
поэма "Кому на Руси жить хорошо",
стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
Ф.И. Тютчев
стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам недано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»
И.С. Тургенев. Роман "Отцы и дети"
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки, роман "История одного города" (обзорное изучение)
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея "Война и мир"
Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание"
И.А. Гончаров. Роман "Обломов"
Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору, например, повесть "Левша«)
А.Н. Островский Пьеса "Гроза"
Литература конца XIX - начала XX века
А.П. Чехов
пьеса "Вишневый сад",
рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
Из
литературы первой половины XX века
И.А. Бунин
рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник"
А.А. Ахматова
поэма "Реквием", стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
М. Цветаева
стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..»
М. Горький
пьеса "На дне", рассказ "Старуха Изергиль"
С.А. Есенин
стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
Б.Л. Пастернак
роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
В.В.
Маяковский
поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
А.А. Блок
поэма "Двенадцать", стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
М.А. Шолохов
роман "Тихий дон", рассказ "Судьба человека"
М.А. Булгаков
романы: "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия" (допускается выбор)
А.Т. Твардовский
поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
А.И. Солженицын
рассказ "Матренин двор",
повесть "Один день Ивана Денисовича"
В. Распутин
одно произведение (по выбору экзаменуемого), например, "Прощание с Матерой"
Из литературы второй половины XX века
Проза второй
половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
Слайд 25
Типы вступлений (проза)
1.Историческое (сведения об эпохе).
2.Биографическое (факты жизни
писателя; пути становления м
мировоззрения писателя; сведения об истории создания
произ-
ведений).
3.Сравнительное (широкие литературные параллели).
4.Аналитическое (размышление по поводу какого-либо понятия,
входящего в формулировку темы).
5.Философское.
6.Литературоведческое.
7.Если сравнительная характеристика, то на каком основании
можно сравнивать героев.
Слайд 26
Типы вступлений к сочинению
по лирике
С5
Слайд 27
Универсальное вступление для статьи, посвящённой
анализу
поэтического текста
«Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь: иначе все отголоски
лиры твоей будут фальшивы», –писал К. Батюшков. Мне кажет- ся, что эта фраза __________ главн____ (черту, особенность, при-
знак, качество) (вставить фамилию поэта) ______________ как
поэта и как ______. Его жизнь была непрерывным творчеством,
одним большим, очень большим, очень сложным и необычайно
________стихотворением. На мир он смотрел сквозь прозрачное
вещество поэзии, и мгла, до которой коснулся этот (волшебник,
маг, кудесник, колдун) своими (реминисценциями из стихотворе-
ния А. Пушкина «Пророк») «_________ легкими, как_________ »,
наполнилась светом, мимолётное стало _________, однозвучный
гул действительности превратился в чарующую музыку.
Слайд 28
Переход к основной части сочинения
Наиболее ярко
животворящая красота ____________ лирики
выразилась в его стихотворении «__________».
Слайд 29
Типы вступлений
1.«Картина» - читается стихотворение, затем на
основе его сю-
жетного материала рисуется воображаемая картина, в которой
воссоздаются
образы и чувства стихотворения.
2. «Портрет» - в лаконично-ёмкой форме раскрывается место писателя в истории литературы, описываются основные темы
его творчества.
3. «Проблема» - чётко определяется круг вопросов, которые
стали предметом поэтического осмысления, ярко выражается
личностная позиция.
Слайд 30
А. Фет
Облаком волнистым
Пыль встаёт вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой,
друг далёкий,
Вспомни обо мне!
1843 г.
Слайд 31
«Картина»
Длинная лента дороги… Клубы серой пыли…
Всадник, который едва
виднеется в голубой
дали… Одиночество, сжимающее сердце… Эта
картина возникает
в моём воображении, когда
я читаю стихотворение А. Фета «Облаком
волнистым…»
Слайд 32
«Портрет»
Творчество А. Фета навсегда вошло в
сокровищницу русской
литературы. Его стихи, наполненные глубокой любовью к жизни
и к человеку, до сих пор пленяют читателей. Секрет удивитель-
ной художественной силы фетовских стихов – в их неподдельнос-
ти, в их искренности. Поэт влюблёнными очами смотрит на ок-
ружающий его мир:(включаются поэтические образы из стихов
А. Фета) на увядающую осеннюю розы, на майский ландыш, на жужжащих пчёл, на проворно бегущий ручей – и всюду нахо- дит неиссякающий источник поэзии.
Стихотворение «Облаком волнистым…» – яркий образец лирики А. Фета, в нём нашли своё наиболее полное выражение
мысли и чувства поэта.
Слайд 33
«Проблема»
Каждый из нас нуждается в дружеской
поддержке, каждый из
нас хочет, чтобы его поняли, чтобы рядом
был близкий человек,
с которым он смог бы разделить свою радость и свою печаль.
Нет ничего страшнее одиночества, когда ты зовёшь, а тебя не
слышат, когда с мольбой протягиваешь руки, но упираешься
ими в холодную пустоту.
Именно этим щемящим чувством одиночества, страстным
желанием услышать ободряющий голос друга наполнено стихо-
творение А. Фета «Облаком волнистым…».