Слайд 2
XIX век – «золотой», классический.
Один век, но не
единое художественное направление: романтизм и реализм.
Начался с Французской революции.
Закончился
Парижской коммуной в 1871 г. (ее героизм и трагедия – это уже героизм и трагедия ХХ века).
Реализм формируется в 30-40 годы.
К этому времени общество уже предало забвению героическую пору якобинства, кровавую эпопею наполеоновских войн.
Карманьолу сменил канкан, фригийский колпак – котелок негоцианта,
расшитый галунами мундир – добротный сюртук нового завоевателя мира – рыцаря дебета и кредита.
Открытое неприятие действительности – пафос литературы 19века.
Слайд 3
Синтез романтических и реалистических тенденций во французской культуре.
Особое отношение к «искусству слога» как французская национальная традиция
«Только то, что хорошо написано, доходит до потомков» (Бюффон , 1707-1788)
Романная форма – прозаически организованное общество (Гегель)
Два основных стиля французской литературы: бальзаковский
стендалевский
Слайд 4
Луи_Август Биссон.
Портрет Оноре де Бальзака, 1842
Оноре де
Бальзак (1799-1850)
Один из самых великих писателей. «Великий романист,
пишущий плохо» (П.Лато)
«доктор социальных наук» (Бальзак).
Очень разный – монархист, легитимист и – художник.
Ровесник Пушкина (Каролина Сабанская- возлюбленная А.С.Пушика – блестящая авантюристка мирового масштаба – родная сестра Эвелины Ганской, на которой Бальзак женился за 3 месяца до своей смерти. Венчание в 1850 г. в городе Бердичеве, в костёле Святой Варвары. В 1847-1850 гг. жил во владениях своей возлюбленной в Верховне - село в Ружинском районе Житомирской области на Украине)
Писателем становится в 30 лет (роман «Шуаны»).
Формулирует идею посвятить всю жизнь одному грандиозному произведению.
Он собирается охватить ВСЕ.
Реализм Бальзака не активен к жизни, он не учит жизни, он анализирует жизнь, исследует ее .
Бальзак говорит, что пишет историю человеческого сердца.
Эта история у него социально и биологически крашена.
Слайд 5
Бальзак – «сила природы… сила стихийная, не размышляющая...
это бессознательный гений… художник, а не мыслитель (Борис Григорьевич
Реизов).
Воспринял основную идею романтиков – историзм.
Видел в человеческой истории не только разнообразие эпох, но и общее единство человечества. В его романах не только быт и среда, но и возвышение характеров над историей.
Деньги – религия нового времени. Конфликт века – человек против необходимости.
Необходимость предстает в виде домохозяйки, квартирной платы, прачки, отсутствия денег..
Но деньги – не главное. Герой скорее борется с деньгами, чем становится их слугой.
«Выгодой можно объяснить лишь низменные поступки» (Бальзак)
Героя увлекает идея: благородная/безумная, мания, честолюбие, творческий пыл.
Романы – войска, которые он бросает в бой в нужный момент.
Творчество – это борьба с сюжетами, замыслами, техническими трудностями.
Слайд 6
Человеческая комедия
I.Этюды о нравах
1)Сцены частной жизни
Предисловие
Гобсек
Отец Горио
2)Сцены провинциальной
жизни
Евгения Гранде
Музей древностей
Утраченные иллюзии
3)Сцены парижской жизни
Блеск и нищета куртизанок
4)Сцены
политической жизни
5)Сцены военной жизни
Шуаны, или Бретань в 1799 году
6)Сцены сельской жизни
Сельский врач
Сельский священник
II.Философские этюды
III.Аналитические этюды
(называю только некоторые романы, которые желательно прочитать)
Слайд 7
«Человеческая комедия»
97 романов
Нет последовательности, хронологического единства.
Условный центр –
«Отец Горио» (1834)
Бальзаковский стиль:
- подражание классификациям животных в трудах
натуралистов
-«научность» замысла
-грандиозный характер обобщений
-реалистический принцип типизации (типичный герой в типичных обстоятельствах; срав. – романтический принцип типизации: исключительный герой в исключительных обстоятельствах)
-жанровые и тематические классификационные системы
-«сквозные» герои
-«тотальный детерминизм»
-класс как единство
-любое пространство как атмосфера
-сначала вещный мир – потом человек, который этому миру соответствует
-борьба за «чужое» сознание («авторская агрессия»)
«Существует нечто более интересное, чем египетские пирамиды – большой парижский дом» (Жюль Жанен, 1804-1874)
Слайд 8
СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) 1783-1842 - выдающийся французский
писатель
(Штендаль - немецкий город, откуда происходил Винкельман, который «открыл»
художественные сокровища Италии для европейской читающей публики).
Трудная и долгая творческая биография – 30 лет ученичества.
Участник итальянского похода Наполеона, военный интендант, видел Бородинское сражение, пожар Москвы
После падения Наполеона уехал в Италию, знаком с вождями карбонариев, с Байроном.
1830 – французский консул в Италии.
История человека, взращенного на культе Наполеона и оказавшегося на распутье послереволюционного периода
Чувствует себя провинциалом (слабое знание орфографии, плохой почерк, небрежность и невнимание к мелочам)
Похоронен Стендаль в Париже на кладбище Монмартр
Слайд 9
Стиль и зрелость – привычка, возникающая сама собой.
Задача
всей жизни – быть похожим на самого себя в
лучшие свои минуты
«Мы искажаем нежнейшие чувства, когда пытаемся о них рассказывать» (Стендаль)
Представление об искренности в литературе включает не только исповедь, но и умолчание
«Роман – зеркало, прогуливающееся по дороге» (Стендаль)
Стендалевский стиль:
-«аналитический романтизм»
-беспощадность психологического анализа
-«вечная юность» героев
-неприкосновенность «чистоты» героев
-желание славы – один из самых мощных стимулов поведения
-положительные качества современного человека – развитый интеллект и чувствительность
-неистовые натуры
-«бейлизм»
«Эготизм» - любимое слово Стендаля, которым он определяет свой стиль
Стиль Стендаля – «сознательная путаница» (Э.Золя)
Романы
«Красное и черное» 1830
«Пармская обитель» 1846
Слайд 10
А.Муха. Саламбо
Гюстав Флобер (1821-1880)
выдающийся французский писатель, один
из крупнейших европейских писателей XIX века.
Теория «точного слова».
Учился на факультете права в Париже, вел богемную жизнь.
В 1844 г. поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Ведет замкнутый образ жизни, стремится к самоизоляции.
Вернулся в Париж в 1848 г. для участия в Революции.
С 1848 по 1852 гг. много путешествует (Египет, Иерусалим, Константинополь, Италия).
Встречался с И.С.Тургеневым.
Романы:
«Госпожа Бовари» (1856). Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали».
«Саламбо» (1862). Для его создания посетил Восток и Северную Африку. Исторический роман о восстании в Карфагене в 3 в. до н. э.
«Воспитание чувств» (1869). О европейских событиях 1848 г. В романе описана первая влюбленность Флобера («молчаливая страсть» к Элизе Шлезингер, которую он пронес через всю жизнь)
Поэтика Флобера:
-принцип внеличного изображения (натурализм)
-тема «воспитания чувств»
-«письмо серым по серому» (Г.Флобер)
-«умирание» автора;
-«боваризм».
Слайд 11
Э.Мане. Портрет Э.Золя.
Могильный камень (кенотаф) на месте первоначальной
могилы Золя на кладбище Монмартр, перемещённой в 1908 г.
в Пантеон
Эмиль Золя (1840-1902) – выдающийся французский писатель, теоретик натурализма
Двадцатитомная серия «Ругон-Маккары» - грандиозная «Естественная и социальная история одного семейства в эпоху Второй империи».
Стремление поднять литературное «производство» на уровень научных знаний своего времени.
Стиль Э.Золя:
-«биологическое» и «общественное»
-грандиозность подробностей
-поэтика массовых сцен
-магия мелочей
-синэстетизм образов
Романы:
Дамское счастье
Чрево Парижа
Слайд 12
Шарль Бодлер (1821-1867)
французский поэт и критик, классик французской
и мировой литературы, последний европейский романтик,
«человек, ощущающий себя
бездной» (Ж.П.Сарт)
«король поэтов, настоящий Бог» (А.Рембо).
Отец был художником, с раннего детства прививал сыну любовь к искусству, но когда Бодлеру было 6 лет, отец умер, а мать вышла замуж.
В качестве наказания за непослушание - путешествие в Индию, чтобы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала, но Бодлер вернулся обратно.
Участвовал в баррикадных боях февраля, сотрудничал в республиканской прессе, сражался на баррикадах в июне 1848 г.
Посещал «Клуб гашишистов» и описал воздействие гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.
Считал своим «духовным братом» Эдгара По, переводил его произведения.
Бодлер похоронен на кладбище Монпарнас в одной могиле с матерью и отчимом. Позже на трансверсальном проспекте кладбища был установлен кенотаф: на простой плите прямо на земле положена завернутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружен ... Сатана.
Поэтика:
-дендизм
-богемность.
-эстетизация зла.
-роскошь разложения и смерти.
Сборники стихотворений:
Цветы зла
Парижский сплин
Слайд 13
Ш.БОДЛЕР. Падаль (Перевод Вильгельма Вениаминовича Левика, 1907-1982)
Вы помните
ли то, что видели мы летом?
Мой ангел, помните
ли вы
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,
Среди рыжеющей травы?
Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
Подобно девке площадной,
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
Зловонный выделяя гной.
И солнце эту гниль палило с небосвода,
Чтобы останки сжечь дотла,
Чтоб слитое в одном великая Природа
Разъединенным приняла.
И в небо щерились уже куски скелета,
Большим подобные цветам.
От смрада на лугу, в душистом зное лета,
Едва не стало дурно вам.
Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи
Над мерзкой грудою вились,
И черви ползали и копошились в брюхе,
Как черная густая слизь.
Все это двигалось, вздымалось и блестело,
Как будто, вдруг оживлено,
Росло и множилось чудовищное тело,
Дыханья смутного полно.
И этот мир струил таинственные звуки,
Как ветер, как бегущий вал,
Как будто сеятель, подъемля плавно руки,
Над нивой зерна развевал.
То зыбкий хаос был, лишенный форм и линий,
Как первый очерк, как пятно,
Где взор художника провидит стан богини,
Готовый лечь на полотно.
Из-за куста на нас, худая, вся в коросте,
Косила сука злой зрачок,
И выжидала миг, чтоб отхватить от кости
И лакомый сожрать кусок.
Но вспомните: и вы, заразу источая,
Вы трупом ляжете гнилым,
Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая,
Вы, лучезарный серафим.
И вас, красавица, и вас коснется тленье,
И вы сгниете до костей,
Одетая в цветы под скорбные моленья,
Добыча гробовых гостей.
Скажите же червям, когда начнут, целуя,
Вас пожирать во тьме сырой,
Что тленной красоты - навеки сберегу я
И форму, и бессмертный строй.
Слайд 15
Фото 1855 г.
Проспер Мериме (1803-1870)
французский писатель, переводчик,
один из первых во Франции мастеров новеллы, главный инспектор
исторических монументов, член Французской академии, сенатор Второй империи, популяризатор и переводчик русской литературы.
Мистификации:
-несколько драматических пьес под заглавием «Театр Клары Гасуль» (якобы автор – неизвестная испанская актриса странствующего театра;
-«Гусли» (Guzla), сборник народных (якобы) песен.
Поэтика:
-«музей страстей человеческих»
-драматические страсти – сухим и сдержанным языком
-как правило, рассказчик – рациональный наблюдатель-иностранец
-эмоции первобытных народов противопоставлены малокровию цивилизованной Европы («Энергия, хотя бы и в дурных страстях, всегда вызывает у нас удивление и какое-то невольное восхищение»)
Новеллы
Кармен
Матео Фальконе
Локис
Этрусская ваза
Письма к незнакомке (но желательно все…)
Слайд 17
Ромен Роллан (1866-1944) — французский писатель, общественный деятель,
учёный-музыковед, иностранный почётный член АН СССР (1932), лауреат Нобелевской
премии по литературе (1915) «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине»
Активный участник европейских пацифистских организаций.
Переписывался со Л.Н.Толстым, приветствовал Февральскую революцию, одобрительно относился к Октябрьской революции в России 1917 г.
Общался с Максимом Горьким, приезжал по приглашению в Москву, встречался со Сталиным (1935).
Книги о великих деятелях:
«Жизнь Бетховена» (1903)
«Жизнь Микеланджело» (1907)
«Жизнь Толстого» (1911).
Романы
«Жан-Кристоф» (1904-1912 )
«Кола Брюньон» (1914-1918 )
«Очарованная душа» (1923)
Слайд 18
СИМВОЛИЗМ – одно из крупнейших культурных явлений конца
19-начала 20 вв.
Символизм формируется в западноевропейской культуре 60-70-х
годов 19 в.
Франция: Рембо, Верлен
Бельгия: Метерлинк
Австрия: Рильке
Англия: Уайльд
Норвегия: Ибсен.
Сознательное отречение от конкретного историзма, от современности.
«Перекодировка» идей, образов, сюжетов в универсальные «мифологемы».
Тенденция символизма отталкиваться от культуры прошлого, а не ощущать себя её преемником.
Значимость для эстетической системы символизма того, чему в прошлой культуре он противостоит:
натурализму (Франция)
бытописательству (Англия)
реалистическому жизнеподобию (Россия).
Французский символизм:
-обращение к интеллектуально-философскому дискурсу мира;
-интерпретация любого явления как вечного: в духе «эмблематики», «ключей тайн», «словесной магии»
-поэтизация внутреннего мира
-личностное начало и культ «я»
Слайд 19
ПОЭЗИЯ
Поль Верлен (1844-1896) французский поэт, один из основоположников
литературного импрессионизма и символизма.
-лирическое «самораспятие»
«скользящая неназойливость» письма (С.И.Великовский);
-грустная
задумчивость и томительная сумрачность стиля
-стирание грани между зыбким, как бы струящимся внешним миром и внутренним переживанием.
Проклятые поэты» (1883) - название цикла статей, посвящённых его отверженным и непризнанным друзьям Тристану Корбьеру, Артюру Рембо и Стефану Малларме.
ТОСКА
Меня не веселит ничто в тебе, Природа:
Ни хлебные поля, ни отзвук золотой
Пастушеских рогов, ни утренней порой
Заря, ни красота печального захода.
Смешно искусство мне, и Человек, и ода,
И песенка, и храм, и башни вековой
Стремленье гордое в небесный свод пустой.
Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!
Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь
Наукою, а древняя ирония. Любовь,
Давно бегу ее в презренье молчаливом.
Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн.
Слайд 20
Жан Ипустеги. По заказу президента Франсуа Миттерана скульптурная
композиция — «Путник в башмаках, взлетевших кверху».
Установлена в
1985 г. перед старым зданием Национальной библиотеки Франции в Париже. Название перефразирует прозвище, которое Поль Верлен дал Артюру Рембо — «Путник в башмаках, подбитых ветром».
Артюр Рембо (1854-1891) – великий французский поэт
Поэт, скрепивший два столетия поэзии. Участвует в восстании Парижской коммуны.
Много путешествует по свету. В Африке (в основном в Египте и Эфиопии), в Йемене занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами, оружием и людьми.
В феврале 1891 г. вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. Похоронен в Шарлевиле.
Поэтика:
поэтика разрушения;
лирическая интенсивность;.
«пугающая» фрагментарная метафоричность;
оттеснение прекрасного на периферию творческой системы,
доминанта безобразного;
смелость и безжалостность картин «грубого быта»
Фильм Агнешки Холланд «Полное затмение» (1995), по одноимённой пьесе Кристофера Хэмптона (1967), Рембо - Леонардо Ди Каприо.
Слайд 21
Гласные
A - черный, белый - Е, И
- красный, У - зеленый,
О - синий... Гласные, рождений
ваших даты
Еще открою я... А - черный и мохнатый
Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.
Е - белизна шатров и в хлопьях снежной ваты
Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;
И - пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный
Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.
У - цикл, морской прибой с его зеленым соком,
Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком
Алхимией запечатлен в тиши ночей.
О - первозданный Горн, пронзительный и странный.
Безмолвье, где миры, и ангелы, и стран
- Омега, синий луч и свет Ее Очей.
Предчувствие
Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.
Слайд 22
Стефан Малларме (1842-1898) — французский поэт, был в
группе «Парнас» (группа французских поэтов, объединившихся вокруг Теофиля Готье
и противопоставивших своё творчество поэзии и поэтике устаревшего, с их точки зрения, романтизма)
глава символистской школы.
Отнесен Полем Верленом к числу «прóклятых поэтов».
Поэтика:
задача «рисовать не вещь, но производимый ею эффект» и писать стихотворения, которые будут состоять «не из слов, а из намерений» (С.Малларме);
музыкальность и таинственность;
«вещий» характер экспериментов
Слайд 23
Литература «потока сознания»
Термин принадлежит американскому философу Уильяму
Джеймсу: «сознание – это поток, река, в которой мысли,
ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, нелогично переплетаются («Основания психологии», 1890).
«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей.
Марсель Пруст (1871-1922)
— великий французский писатель, новеллист и критик, «отец» европейского модернизма.
«В поисках утраченного времени» - роман в семи частях, один из самых значительных произведений мировой литературы XX века.
1913 По направлению к Свану
1919 Под сенью девушек в цвету
1920-1921 У Германтов
1921-1922 Содом и Гоморра
1923 Пленница
1927 Беглянка
1927 Обретённое время
В 1999 опрос с целью выявить 50 лучших произведений XX в.:
1 место Посторонний» А.Камю
2 место «В поисках утраченного времени»
Поэтика:
роман как «кинематограф воспоминаний» (А.В.Луначарский).
Слайд 24
Французский сюрреализм - направление в искусстве, сформировавшееся к
началу 1920-х во Франции.
Рождение термина: в 1917 г.
Гийом Аполлинер впервые употребил термин «сюрреализм» в манифесте «Новый дух», написанном к балету «Парад» (совместная работа композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина)
Идеолог сюрреализма - писатель и поэт Андре Бретон (1896-1966).
Манифест Анри Бретона (1924)
Основное понятие «сюрреальность» — совмещение сна и реальности.
принцип «чистого психического автоматизма»
«бескорыстная игра мысли».
Поэтика:
Использование аллюзий
парадоксальные сочетания
пафос тотального протеста
«любовь – красота – бунт»
«поэтико-терапевтический метод»
-принцип коллажа
-«новая мифология»
-концепция «чёрного юмора»
игровое начало.
Жанр манифеста – характерное явление авангардистской культуры.
Слайд 25
Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) в шаржированном
духе изображены Г. Аполлинер и его возлюбленная М. Лорансен
Гийом
Аполлинер (поляк Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 1880-1918) — французский поэт, один из основоположников французской поэзии 20 в., создатель термина «сюрреализм».
Поэтика:
-влияние Ф.Вийона;
-соединение городской темы с интимно-лирическими мотивами;
-афористичность поэтических высказываний;
-напряжённость ритма;
-ассоциативность мышления;
-отсутствие пунктуации;
-сближение поэзии и графики.
Слайд 26
Поль Элюар (1895-1952) – один из самых значительных
французских поэтов 20 в., один из руководителей группы французских
сюрреалистов.
С.Дали «Портрет Поля Элюара»:
«Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз» (слова С.Дали в связи с тем, что жена Элюара Гала ушла к Дали).
Поэтика:
суггестивность поэтического языка; обилие повторов; широкий диапазон чувств, представлений, образов.
Сердце на дереве, хочешь - сорви его с ветки,
Улыбка и смех, смех и безмерная нежность.
Побежденный, ты - победитель, ясноликий и чистый, как ангел,
Вместе с деревьями ты устремляешься в небо.
Красавица плачет вдали, она бы хотела бороться,
Но, распростертая возле холма, подняться не в силах,
И какое бы ни было небо над ней - прозрачное, хмурое, -
Ее увидав, не влюбиться в нее невозможно.
Дни, точно пальцы, лениво фаланги согнули,
Цветы увядают, с дождями колосья в разлуке.
Инея ждет раскаленное тело июля.
Взглянуть глазами покойника. Расписать белизну фарфора. Музыка, голые белые руки.
Ветры сливаются с птицами - небо изменится скоро.
Слайд 27
Экзистенциализм – одна из самых жизнеспособных философий.
Истоки экзистенциализма
– философия С.Кьеркегора
Провозглашение абсолютной уникальности человеческого бытия;
Идея
неприменимости научного метода в самопознании
Категориальный аппарат экзистенциализма: жизнь, смерть, страх, боль, любовь, «выбор»,
«потустороннее бытие» «существование в мире»
«заброшенность».