Слайд 2
Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915 – 1979)
Русский поэт,
прозаик, драматург.
Слайд 3
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 в
Петрограде в семье дворянина – полковника Генерального штаба Михаила
Симонова и княжны Александры Оболенской. Отца Симонов не помнил, он пропал без вести в годы гражданской войны.
Слайд 4
.
Осенью 1931 г. вместе с родителями
переехал в Москву и весной 1932 г. получил специальность
токаря 4-го разряда, пошел работать на авиационный завод. В эти же годы начинает писать стихи.
С этого периода начинается его творческий путь.
Слайд 5
Этапы творчества
Довоенный период (1931 -1941)
Военное творчество
(1941-1945)
Послевоенный период (1945-1979)
Слайд 6
В начале сентября 1934 года он поступил в
Литературный институт. В 1936 г. первые стихи молодого поэта
были опубликованы в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
Слайд 7
В 1939 году Симонов уезжает в Монголию на
Халхин-Гол военным корреспондентом. Незадолго до отъезда Симонов сменил свое
настоящее имя Кирилл на псевдоним Константин. Он картавил, не выговаривал буквы "р" и "л", произнести собственное имя ему было трудно. Вскоре имя Константина Симонова приобрело популярность.
Слайд 8
За годы войны Симонов написал три пьесы, повесть
«Дни и ночи» и две книги стихов: «С тобой
и без тебя» и «Война». Он признавался, что весь материал для книг, написанных во время войны, ему дала работа корреспондентом на фронте. За героями его произведений – реальные прототипы, с которыми автор ходил в разведку, был в тылу у врага, ни раз поднимался в атаку.
Слайд 9
Высшие поэтические достижения Симонова относятся к концу 1941,
1942 и к началу 1943 года и совпадают с
периодом вершинного взлета всей советской литературы.
Слайд 10
Дарованию Симонова-поэта более всего отвечает эмоционально окрашенное и
романтически приподнятое повествование, в основе которого острое человеческое переживание,
в ожидании ли боя («Атака»), в напряжении ли ненависти («Убей его!»), презрения («Открытое письмо»), скорби («Смерть друга»), в щемящей боли за родину («Ты помнишь, Алеша…»), в действенном сострадании («Майор привез…», «Через двадцать лет»).
Слайд 11
«Жди меня»
Однако ни одна из поэтических удач Симонова
военного четырехлетия не может сравниться по популярности с его
самым известным стихотворением «Жди меня». Его переписывали, заучивали наизусть, читали и пели. 18 раз оно было положено на музыку. Появились десятки стихотворных ответов на него.
Слайд 12
Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, в которую Симонов
был влюблен. Она стала известной в 1939 году, когда
на экраны вышел фильм «Девушка с характером». В Театре имени Ленинского комсомола Валентина играла только главные роли. В 1940 году на каждом спектакле в первом ряду сидел молодой человек с букетом цветов, он не пропускал ни одного ее спектакля. Это был поэт Константин Симонов.
Слайд 13
Это стихотворение было написано в июле 1941-го под
Москвой в перерыве между командировками на фронт не для
печати. Поздней осенью 1941-го он впервые прочитал его защитникам Заполярья.
Слайд 14
Поэт вспоминал: "Самые разные люди десятки раз при
свете коптилки или ручного фонарика переписывали стихотворение "Жди меня",
которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Этот факт, что люди переписывали стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставил меня через полгода напечатать его в газете..."
Слайд 15
Слово "жди", начинающее многие строки, повторится в стихотворении
одиннадцать раз. В тех страшных условиях войны страстное заклинание
Симонова «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди…», с его поэтизацией всесильной веры и неподвластной смерти любви ответило всеобщей внутренней потребности. Высокий эмоциональный накал этого стихотворения, рожденного глубоко интимным чувством, выражал и трагедийный пафос эпохи, стремление людей во всем быть достойным ее.
Слайд 16
За поэтизацией женской верности возникла и идея верности
долгу, родине. В этом смысле стихотворение впитало в себя
свойственное великой русской литературе отношение к поведению в любви как к критерию цельности и гармоничности человека, его способности на гражданский подвиг.
Слайд 17
В стихотворении есть необычное выражение – «желтые дожди».
До Симонова никто не называл дожди желтыми. Один из
критиков так объяснил смысл этих слов: “Сразу встают в памяти жёлтые осенние листья, жёлтая размокшая глина бесконечных военных дорог”.
Слайд 18
В «Жди меня» Симонов добился того, что его
лирика выражала всеобщую душевную жизнь. Впечатление усиливается благодаря скупости,
сосредоточенности изобразительных средств, используемых Симоновым-поэтом.
Слайд 19
Симонов писал:
“Стихи «Жди меня», наверно, не могли быть
не написаны. Если б не написал я, написал бы
кто-то другой”.
Историки Великой Отечественной считают, что для победы в войне стихотворение "Жди меня" сыграло не меньшую роль, чем разгром немцев под Москвой.
Слайд 20
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ
Симонову свойственна мужественная, несколько
сдержанная манера повествования, простота обращения с читателем. По собственному
признанию, он являлся «военным писателем».
Слайд 21
Первые военные стихи
К. Симонова были прямым призывом,
служили цели поддержания воинского духа солдат («Презрение к смерти»,
«Секрет победы», «Песня о комиссарах», «Защитникам Одессы»), а позднее события, описываемые К. Симоновым в стихах, рассматриваются им не только как факт, но и как результат определенного состояния человеческой души
Слайд 22
Убедительность поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным
адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются
не размышлением, а призывом к действию. Наиболее ярким подтверждением этому является стихотворение «Убей его!», которое звучит как прямое обращение к совести каждого бойца, к самым сокровенным мыслям и чувствам воина; в стихотворении сливаются публицистика и лирика
Слайд 23
Этим законам подчинялась и вся остальная лирика К.
Симонова военных лет, по крайней мере сборник «С тобой
и без тебя». За этими стихами стояло нечто всеобщее и грандиозное - война, нечто всеобщее и общечеловеческое - любовь. Поэт писал о судьбе двух людей - об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви двух обыкновенных людей в дни великих исторических событий. О любви в дни всеобщего горя, ненависти. Фактически - о жизни на грани смерти.
Слайд 24
Тема становления личности естественно сплетается воедино с темой
воинского подвига, которая определяет очень важное в те годы
качество симоновской поэзии - ее прямое агитационное воздействие.
Слайд 25
Тема многих военных стихов Симонова - дружба и
товарищество. Названия стихов говорят сами за себя: «Однополчане», «Час
дружбы», «Товарищ», «Смерть друга», «Был у меня хороший друг…», «Далекому другу», «Дом друзей», «Умер друг у меня…», «Дружба настоящая не старится…». В произведениях К. Симонова создан своего рода поэтический образ дружбы, ее моральный кодекс, дружбы требовательной, но верной, той, что «от ветров при жизни не качается, смертью одного из двух кончается».
Слайд 26
Жизнь на войне стала временем созревания К. Симонова
и как поэта, и как гражданина. Жизнь на войне,
формирование нового человека в этих исключительных условиях стало и содержанием военной лирики Симонова.