Слайд 2
Футуризм
(лат.futurum – будущее)
М.Горький:
«Как бы смешны и крикливы
ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать
двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни».
В.Брюсов:
«Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами».
Бунин И.А.:
«Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Слайд 3
Основные признаки футуризма:
Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение мировых настроений
толпы;
Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
Отказ
от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы;
Культ техники, индустриальных городов.
Слайд 4
Футуризм
Цель искусства – создание новой жизни
Предпосылки – идеи
Шопенгауэра и Ницше о «сверхчеловеке»; итальянский футуризм
Слайд 6
Эгофутуристы (в переводе с латыни "Я – будущее»)
с
1911 г. до начала 1914 г.
Преклонение перед техническим прогрессом,
урбанизацией.
Робкое словотворчество
Подражание раннему декаденству (салонный эротизм, утончённость, утверждение крайнего эгоцентризма)
Слайд 7
Петербургские эгофутуристы:
И.Северянин, И. Игнатьев, В.Гнедов
Московские эгофутуристы («Мезонин поэзии»): В.Шершеневич, Р.Ивнев (М.Ковалёв), Л.Зак
(псевдонимы - Хрисанф и М.Россиянский), С.Третьяков, К.Большаков, Б.Лавренёв
И. Северянин
И. Игнатьев
В. Гнедов
В. Шершеневич
Р.Ивнев (М.Ковалёв)
Л. Зак
С. Третьяков
К. Большаков
Б. Лавренёв
Слайд 8
Игорь Северянин
Группу поэтов-эгофутуристов, заявившую о себе в 1911
году в Петербурге, возглавил Игорь Северянин. В нее вошли
Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. "Эго" в переводе с лат. – "я". В центре творчества поэта-эгофутуриста – его "я", его личность.
Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время "повсеградной" (неологизм Северянина). О его книгах "Громокипящий кубок" (1913), "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и других говорили повсюду. Его выступления в городах России – "поэзоконцерты" (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом.
В истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты: в 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано В. Маяковскому, третье досталось К. Бальмонту. И. Северянин, как и должно королю, издает поэтический "Рескрипт короля". Победитель по-королевски щедр и великодушен, он всех прощает и благословляет:
Слайд 9
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Я
так велик и так уверен
В себе – настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительно поклон...
...Я избран королем поэтов,
– Да будет подданным светло!
1918
Слайд 10
«Центрифуга»
с января 1914 г. до конца 1917 г.
Б.Пастернак,
Н.Асеев, С.Бобров, И.Зданевич
Б.Пастернак
Н.Асеев
С.Бобров
И. Зданевич
Слайд 11
Кубофутуристы (поэты «Гилеи»)
Д.Бурлюк, Н.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Кручёных
Н.
Бурлюк
Д. Бурлюк
В.Хлебников
В.Маяковский
В.Каменский
А. Крученых
Слайд 12
Футуризм есть образ жизни (скандал)
1910 год - Сборник
«Садок судей»
1912 год – манифест «Пощёчина общественному вкусу»
1913 год
– манифест «Слово как таковое»
Слайд 13
Установка на обновление поэтического языка
(принцип «сдвинутой конструкции»).
На
уровне лексики:
депоэтизация языка;
использование вульгаризмов, неологизмов;
различных терминов.
Слайд 14
На уровне семантики (значения):
слово дробили, пересоздавали (разбивали и
складывали заново);
создавали новые морфологические и фонетические комбинации (звук становится
самостоятельной значимой единицей);
реализация метафоры.
Слайд 15
На уровне синтаксиса:
нарушение законов лексической сочетаемости;
отказ от знаков
препинания;
«Телеграфный» синтаксис;
различные формы визуального воздействия текста.