Футуризм - (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х 20 в., наиболее полно проявившееся в Италии и России. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи,
нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности».
(Из первого манифеста русского футуризма «Пощечина общественному вкусу»
Слайд 11
«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ» В.Г. Шершеневич Р. Ивнев С.М. Третьяков Б.А. Лавренев Хрисанф В.Г. Шершеневич
Слайд 12
Основные черты футуризма: разрыв с традиционной культурой стихийное ощущение
“неизбежности крушения старья” стремление передать хаотический пульс жизни, мгновенной смены
событий – переживаний словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста
Слайд 13
Задания: Найдите черты футуризма в стихотворении В.В. Маяковского «А
вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из
стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Слайд 14 2. «Мы с итальянским футуризмом ничего общего, кроме
клички, не имеем…» В.В. Маяковский. В чем поэт видел
разницу между русским и итальянским футуризмом?
3. Какие черты, характерные для футуристической живописи, легли в основу поэзии «будетлян»?
Слайд 15
4. Подберите поэтические аналоги из стихотворений футуристов к
картинам художников-футуристов: Н. Гончарова «Аэроплан над городом», 1913 Джакомо Балла «Уличный
фонарь», 1910-1911
Слайд 16
Заключение Корни русского футуризма как мировоззрения восходят к
европейскому, и в частности, итальянскому футуризму, но при этом
эти направления различны.
Для раннего русского футуризма основной характерной чертой стал эпатаж, возведенный до уровня мировоззренческой программы.
В поэтическом плане творчество футуристов значительно отличалось от всех существующих в то время поэтических течений, Для него характерны: словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.