Слайд 2
Комедии Мольера – сатиры
в
драматической форме,
сатиры, в которых резкое
остроумное
перо его предавало
на публичный позор
невежество, глупость и подлость.
В.Г.Белинский
Слайд 3
Жан Батист Мольер (Поклен) родился в
Париже 13 января 1622 года. Происходил он из старинной
буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся
ремеслом обойщиков-драпировщиков.
Отец Мольера Жан Поклен
был придворным обойщиком
и камердинером ЛюдовикаXIII.
Людовик XIII
Слайд 4
Дом Мольера в Отёй. Гравюра 18 в.
Слайд 5
Мольер воспитывался в Клермонском колледже,
где
основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике
римских авторов. По окончании колледжа юноша решил посвятить себя театру. Он избрал профессию актёра.
Слайд 6
В 1643г., приняв псевдоним Мольер, он
организовал «Блистательный театр». Но этот театр успеха не имел.
Мольер, примкнув к группе бродячих артистов, отправляется искать счастья в провинции.
Слайд 7
В конце 1658 года, в расцвете
сил, обогащённый
наблюдениями и опытом, Мольер возвращается
в Париж.
Его труппа дебютировала в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV.
Фарс «Влюбленный доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр.
Людовик XIV
Лувр
Слайд 8
Именно в парижский
период жизни Мольер
создал свои замечательные комедии (более 30),
в которых осмеивал
всевозможные пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и
жадность буржуа.
Слайд 9
«Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Тартюф»,
«Мещанин
во дворянстве», «Плутни Скапена», «Мнимый больной» и другие его
пьесы до сих пор
не сходят со сцены, и их остроумие и блеск не тускнеют от времени.
Слайд 10
Мольер был не только
драматургом,
но и гениальным
актёром.
«Он был актёром с головы до ног.
Одним
шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», - писал о нём один из современников.
Слайд 11
17 февраля 1673 г. во время представления
комедии «Мнимый больной», в которой Мольер выступал в главной
роли, драматургу стало плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван.
Через несколько часов Мольер скончался.
Избранные комедии Мольера
«Тартюф,
или обманщик»
В доверие к хозяину дома Оргону втирается молодой человек по имени Тартюф, разыгрывающий из себя скромного, благородного, набожного, бескорыстного человека. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь чудесное вмешательство Короля, наводящего справедливость (Тартюф наказан,
Оргону возвращены дом и имущество),
позволяет пьесе остаться комедией.
Слайд 13
«Дон-Жуан».
В основу пьесы Мольер положил испанскую
легенду о Дон Жуане — неотразимом обольстителе женщин, попирающем
законы божеские и человеческие. Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века — титулованного развратника,
беспринципного, лицемерного, наглого и циничного.
Слайд 14
« Скупой».
В знаменитой комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует
отталкивающий образ скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству
приняла патологический характер и заглушила все
человеческие чувства.
Слайд 15
«Мнимый больной»
Арган, воображающий себя больным,
является игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Мольер
нападает
на шарлатанов-врачей так же, как он нападал
на прочих лжеучёных.
Слайд 16
«Мещанин во дворянстве».
Одна из самых блестящих
комедий-балетов Мольера. Эта комедия — самая злая сатира на
буржуазию, подражающую дворянству. Он не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство, обучается хорошим манерам,
отворачивается от
своей плебейской
жены и якшается
с прогоревшими
дворянчиками,
обирающими его.
Слайд 17
Но если над Журденом Мольер издевается
за его глупость, напоминая ему старую мещанскую мудрость «всяк
сверчок знай свой шесток»,
то с ещё бо́льшим презрением он изображает находящегося на содержании у Журдена знатного мошенника и паразита Доранта.
Слайд 18
Этим отрицательным персонажам противопоставлены положительные
— госпожа Журден и Клеонт, честные, правдивые и сознательные
буржуа, гордые принадлежностью к своему классу.
Слайд 19
Цель пьесы — «отрезвить буржуазию, внушить
ей чувство собственного
достоинства, мысль, что она должна создать
собственную культуру» (Фриче).