Слайд 2
Созданием романа "Герой нашего времени" Лермонтов внес огромный
вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции.
Как и его великий предшественник, Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, создав яркий образ человека 30-х годов XIX столетия.
Слайд 3
Главной проблемой романа стала судьба незаурядной человеческой личности
в эпоху безвременья, безысходность положения одаренных, умных, образованных молодых
дворян.
Слайд 4
Основная идея романа связана с центральным его образом
— Печориным; все подчинено задаче всестороннего и глубокого раскрытия
характера этого героя. Белинский очень точно подметил своеобразие описания автором Печорина. Лермонтов, по выражению критика, изобразил "внутреннюю проблему человека", выступив глубоким психологом и художником-реалистом. Значит, Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира.
Слайд 5
Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять
остроту социальных проблем, поставленных в романе. Это дало основание
Белинскому назвать Лермонтова "решателем важных современных вопросов".
Слайд 6
Обращает внимание необычная композиция романа. Он состоит из
отдельных произведений, в которых нет ни единого сюжета, ни
постоянных действующих лиц, ни одного рассказчика. Эти пять повестей объединены только образом главного героя — Григория Александровича Печорина. Они расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.
Слайд 7
Автору важно было показать Печорина в различной обстановке
в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания
наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским "водяным обществом". И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.
Слайд 8
В повести "Бэла" нас знакомит с Печориным человек,
который служил с Григорием Александровичем в крепости и был
невольным свидетелем истории похищения Бэлы. Пожилой офицер искренне привязан к Печорину, близко к сердцу принимает его поступки. Он обращает внимание на внешние странности характера "тоненького прапорщика" и не может понять, как человек, легко переносящий и дождь, и холод, ходивший один на один на кабана, может вздрагивать и бледнеть от случайного стука ставни.
Слайд 9
В истории с Бэлой характер Печорина представляется необычным
и загадочным. Старый офицер не может осмыслить мотивов его
поведения, так как не в состоянии постичь глубины его переживаний.
Слайд 10
В главе "Максим Максимыч", где мы видим его
глазами автора-повествователя, он уже не выступает героем какой-то истории,
произносит несколько ничего не значащих фраз, но мы имеем возможность пристально вглядеться в яркую, оригинальную внешность Печорина. Зоркий, проницательный взгляд автора отмечает противоречия его облика: сочетание светлых волос и черных усов и бровей, широких плеч и бледных худых пальцев.
Слайд 11
Внимание повествователя приковывает его взгляд, странность которого проявляется
в том, что глаза его не смеялись, когда он
смеялся. "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти", — замечает автор, приоткрывая сложность и противоречивость характера героя.
Слайд 12
Понять эту неординарную натуру помогает дневник Печорина, который
объединяет три последние повести романа. Герой пишет о себе
искренне и бесстрашно, не боясь выставить наружу свои слабости и пороки. В предисловии к "Журналу Печорина" автор замечает, что история души человеческой едва ли не полезнее и не любопытнее истории целого народа.
Слайд 13
В повести "Тамань", рассказывающей о случайном столкновении героя
с "мирными контрабандистами", сложности и противоречия печоринской натуры как
бы отодвигаются на задний план. Мы видим энергичного, смелого, решительного человека, который полон интереса к окружающим людям, жаждет действия, пытается разгадать тайну людей, с которыми случайно сталкивает его судьба. Но финал повести банален. Печоринское любопытство разрушило налаженную жизнь "честных контрабандистов", обрекая слепого мальчика и старуху на нищенское существование.
Слайд 14
Сам Печорин с сожалением пишет в дневнике: "Как
камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие".
В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что все действия Печорина мелки и ничтожны, лишены высокой цели, не соответствуют богатым возможностям его натуры.
Слайд 15
Незаурядность, самобытность личности Печорина ярче всего проявляется в
повести "Княжна Мери". Достаточно прочитать его меткие, точные характеристики,
данные представителям дворянского "водяного общества" Пятигорска, его оригинальные суждения, изумительные пейзажные зарисовки, чтобы понять, что он выделяется из окружающих его людей силой и независимостью характера, глубоким аналитическим умом, высокой культурой, эрудицией, развитым эстетическим чувством.
Слайд 16
Речь Печорина полна афоризмов и парадоксов. Например, он
пишет: "Ведь хуже смерти ничего не случится — а
смерти не минуешь".
Но на что же растрачивает свое душевное богатство, свои необъятные силы Печорин? На любовные похождения, интриги, стычки с Грушницким и драгунскими капитанами.
Слайд 17
Он всегда выходит победителем, как в истории с
Грушницким и Мери. Но это не приносит ему ни
радости, ни удовлетворения. Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков высоким, благородным стремлениям. Это приводит героя к раздвоению личности. Он замыкается на собственных поступках и переживаниях. Нигде в его дневнике мы не встретим даже упоминания о своей родине, народе, политических проблемах современной действительности. Печорину интересен только свой собственный внутренний мир.
Слайд 18
Печорин в романе совершенно одинок, так как сам
отталкивает тех, кто способен любить и понимать его. Но
все-таки некоторые записи его дневника говорят о том, что ему нужен близкий человек, что он устал от одиночества. Роман Лермонтова приводит к выводу о том, что трагический разлад в душе героя вызван тем, что богатые силы его души не нашли достойного применения, что жизнь этой самобытной, неординарной натуры растрачена на пустяки и окончательно опустошена.