Слайд 2
Замысел романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это
время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого
дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности.
Слайд 3
Истоки романа восходят ко времени каторги
Ф. М.
Достоевского. 9 октября 1859 года Достоевский пишет брату из
Твери:
«В декабре я начну роман… Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…»
Слайд 4
«Психологический отчёт одного преступления». Замысел таков: бедный студент
решает убить старушку-процентщицу, глупую, жадную, противную, о которой никто
не пожалеет. А студент смог бы закончить образование, дать денег матери и сестре. Потом он уехал бы за границу, стал честным человеком и «загладил преступление». Достоевский.
Слайд 5
С самого начала своего возникновения замысел об «идейном
убийце» распадался на две неравные части: первая — преступление
и его причины и вторая, главная, — действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения — «Преступление и наказание», и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.
Слайд 6
Прототипы Родиона Раскольникова
Достоевскому было известно о деле Герасима
Чистова. Этот человек, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся
в убийстве двух старух — кухарки и прачки. Это преступление произошло в Москве в 1865 году. Чистов убил старух с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной.
Французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, для которого убить человека было то же, что «выпить стакан вина»; оправдывая свои преступления, Ласенер писал стихи и мемуары, доказывая в них, будто он «жертва общества», мститель, борец с общественной несправедливостью во имя революционной идеи, якобы подсказанной ему социалистами-утопистами.
Слайд 7
Главной художественной особенностью романа «Преступление и наказание» является
тонкость психологического анализа.
Достоевский использует традиции
М. Ю. Лермонтова,
который стремился доказать, что «история души человеческой... едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа».
Слайд 8
Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии,
многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах
произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе.
Слайд 9
Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. Писатель тонко
передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную
систему речи каждого персонажа. Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа - лаконичность описаний. Достоевского интересует не столько то, как выглядит человек, сколько то, что за душа у него внутри.
Слайд 10
Речь героев индивидуализирована. Индивидуализация речи ведется писателем по
одному определяющему признаку: у Мармеладова деланная вежливость чиновника обильно
усыпана славянизмами; у Лужина - стилистическая канцелярщина; у Свидригайлова - ироническая небрежность.
Слайд 11
В «Преступлении и наказании» своя система выделения опорных
слов и фраз. Это – курсив. Это способ обращения
внимания читателей и на сюжет, и на задуманное, содеянное. Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно. Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа.
Слайд 12
Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы:
Мармеладов - спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов - моложавый развратный
барин, Порфирий - болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках.
Слайд 13
Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской
или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки
шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей - все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.
Слайд 14
Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в
раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев
Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву? Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.
Слайд 15
Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход
романа: Раскольников не зарубил старуху-процентщицу, а «опустил» топор на
голову «обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.
Слайд 16
Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За
полтора месяца до убийства герой заложил «маленькое золотое колечко
с тремя какими-то красными камешками», - подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.
Слайд 17
Для Достоевского использование библейских мифов и образов —
не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о
трагических судьбах мира, России и человеческой души как части мировой цивилизации. Залогом возрождения всего этого Достоевский считал обращение к идее Христа.
Слайд 18
Гениальность Достоевского неоспорима. По силе изобразительности его талант
равен, может быть, только Шекспиру.
Горький