Слайд 2
Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется
в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на
воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Слайд 3
Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая
действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а
значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в
этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.
Слайд 4
Для художественного стиля речи типично внимание к частному
и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомните
"Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
Слайд 5
Основой художественного стиля речи является литературный русский язык.
Слово выполняет номинативно-изобразительную функцию.
Лексический состав в художественном стиле речи
имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
Слайд 6
В художественном стиле речи очень широко используется речевая
многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки,
а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
Слайд 7
На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность
и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи
выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально-обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили являются дополнением друг друга. Например, прилагательное "свинцовый" в научной речи реализует свое прямое значение - "свинцовая руда", "свинцовая, пуля", в художественной образует экспрессивную метафору - "свинцовые тучи", "свинцовая ночь". Поэтому, в художественной речи важную роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.
Слайд 8
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е.
изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления
смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
Слайд 9
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских
впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур.
Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
Слайд 10
В художественной речи возможны и отклонения от структурных
норм для выделения автором какой-нибудь мысли, черты, важных для
смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.
Слайд 11
Языковые особенности художественного стиля речи
Неоднородность лексического состава: сочетание
книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т.п.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. (М.А.Шолохов)
Слайд 12
2. Использование всех пластов русской лексики в целях
реализации эстетической функции.
Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет,
нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре. (В. Распутин)
Слайд 13
3. Активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи.
Бурлит
река вся в кружеве белой пены.
На бархате лугов алеют
маки.
На рассвете родился мороз.
(М. Пришвин).
Слайд 14
4. Воплощение образной мысли автора
Я мечтою ловил уходящие
тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали
ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня
(К. Бальмонт)
Слайд 15
5. Большая предпочтительность использования конкретной лексики и меньшая
– абстрактной.
Сергей толкнул тяжелую дверь. Под его
ногой едва слышно всхлипнула ступенька крыльца. Еще два шага – и он уже в саду.
Прохладный вечерний воздух был напоен дурманящим ароматом цветущей акации. Где-то в ветвях переливчато и тонко выводил свои трели соловей.
Слайд 16
6. Широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной
лексики, синонимов, антонимов.
Шиповник, наверное, с весны
еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло справлять осинке свои именины, вся она вспыхнула красными благоуханными дикими розами. (М. Пришвин).
В Эртелевом переулке помещалось «Новое время». Я сказал «помещалось». Это не то слово. Царило, властвовало. (Г. Иванов)
Слайд 17
7. Глагольное речеведение (писатель называет каждое движение и
изменение состояния поэтапно).
Григорий спустился к
Дону, осторожно перелез через плетень астаховского база, подошел к прикрытому ставнями окну. Он слышал только частые удары сердца…Тихо постучал в переплет рамы… Аксинья молча подошла к окну, всмотрелась. Он увидел, как она прижала к груди руки и услышал сорвавшийся с губ ее невнятный стон. Григорий знаком показал, чтобы она открыла окно, снял винтовку. Аксинья распахнула створки. Он стал на завалинку, голые руки Аксиньи схватили его шею. Они так дрожали и бились на его плечах, эти родные руки, что дрожь их передалась и Григорию. (М.А. Шолохов «Тихий Дон»)