Слайд 2
1985 год. Становление и развитие
новой литературы.
В.Распутин «Пожар»(90г.)
Ч.Айтматов
«Плаха» (87г.)
В.Астафьев «Печальный детектив» (97г.)
«Постсоветская» литература.
Исчезновение «соцреализма» в начале
1990-х годов. Рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов. Реабилитация соцреализма. Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген».
Обзор современной литературы дается на материале статей и лекций:
С.И.Чупрынин – редактор журнала «Знамя». «Нулевые годы – ориентация на местности»
Андрей Степанов, Санкт-Петербургский государственный университет. «Современная русская литература (краткий обзор)».
Александр ВладимировичаЛеденёв. Лекции профессора МГУ, доктора филологических наук
Слайд 3
Постперестроечные годы
Актуален анализ личности и среды.
Характеризуется информационная среда.
Развитие
и засилье рекламы.
Постперестроечная литература. Появление новых произведений.
Сергей Каледин »
Смиренное кладбище», «Стройбат»
Олег Павлов »Казенная правда»
Роман Сенчин «Минус»
«В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может
быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и
поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял
поминки по русской литературе, и нам действительно
пора прощаться если не с литературой, то
с собственным, традиционным представлением о ней».
С.И.Чупрынин
.
Слайд 4
Литература барокко или необарокко.
Изображение смещенного
состояния сознания. Раньше это было табуировано в литературе.
Владимир Сорокин
“Очередь” (1985),
“Тридцатая любовь Марины” (1985),
“Роман” (1994) и др.
Г. Белая была права, называя “чернуху”, т.е. изображение исключительно низменного в человеческой жизни, одной из главных примет “другой” прозы. Жестокая правда об обществе была призвана обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространенные и в жизни, и в литературе социалистического реализма.
Слайд 5
Неореализм.
Неореализм в русской литературе ХХ1 века рассматривается как
литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые
тенденции, которые возникли на общей реалистической основе.
Людмила Улицкая «Перловый суп»
Марина Палей «Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих».
Людмила Петрушевская роман «Время ночь», «Свой круг».
Литература постмодернизма
Главные трибуны: Т.Толстая, В.Ерофеев.
Теоретические установки постмодернизма.
Идея – мир несовершенный текст, нет иерархии смысла, не нужен автор и текст. Если нет смысла, наступает бессмыслица.«Дискус»- основной термин. Произведение не подвластно авторской воли. Происходит выискивания сюжета, ремейка классики.
Словарь:
Дискус ( Discus Symphysodon aequifasciatus Discus ), одна из самых красивых аквариумных рыб. Symphysodon — symphysis, от др.-греч. σύν вместе, φύσις «природа» и ὀδούς «зуб». Термин относится к нескольким зубам над местом, где срастаются две половинки челюсти.
Слайд 6
Приемы постмодернизма
Перенос признаков от общего к частному.
Оценка состояния
тупика.
Жизнь иллюзия – это установочная идея.
Жизнь – это комбинация
знаков.
Набоков «Король, дама, валет». Главные герои: Франц, Марта, Драйер . Первые буквы составляют аббревиатуру ФМД. Это инициалы известного писателя.
Татьяна Толстая «Кысь» Фамилии совпадающие с едой: Хлебников, Караваева, Колбасьев, Сытин, Голодный или насекомые : Тараканова, Бабочкин ,Жуков, Шмелев, Шершеневич..
В.Пелевин «Ампир В» Название, вынесенное на обложку книги, Empire «V» можно перевести как «Империя V», также в нём обыгрываются слово «вампир» (в- ампир или v-empire ( англ.vampire)).
Слайд 7
Жанр литературной биографии.
А.Варламов выпустил книги
о М.М.Пришвине. А.Грине, А.Н.Толстом, Г.Распутине, М.Булгакове.
Дм.Быков «Пастернак»
Л.Лосев «Иосиф Бродский
Дм.Новиков «А.Блок»
Алла Марченко «Ахматова».
П.Басинский «О Толстом».
Майя Кучерская «Константин Павлович».
Слайд 8
Поэзия
Б.Ахмадулина
Тимур Кибиров
Дм.Володинников
Вера Павлова
Сергей Ганглевский
Слайд 9
Развлекательная литература:
Александра
Маринина (детективный жанр).
Дарья Донцова
Награды
Лауреат премии «Писатель года» в 2001, 2002, 2003 годах.
Лауреат премии «Бестселлер года» (учреждена газетой «Книжное обозрение») в 2002, 2003 годах.
Лауреат премии торгового дома «Библио-Глобус» в номинациях «Автор года» и «Имя года» в 2002 году.
Лауреат ежегодного открытого конкурса «Книга года» (Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации России) в номинации «Бестселлер года» в 2003 году. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре.
24 июня 2005 года Дарье Донцовой был вручён общественный Орден Петра Великого
1-й степени с лентой за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы.
в 2006 и 2007 году Дарья Донцова признавалась «Писателем года»..
Слайд 10
Гламурная литература: Оксана Робски
Литература
фэнтези: Сергей Лукьяненко
Новая литература
Литература изменила свой курс.
В литературе происходят глубинные процессы. Искусство стало как правдоискательство. Стремление к истине, поиск духовных основ.
В.Маканин и В. Путин
Людмила Улицкая, Владимир Маканин – современные писатели, метры литературы.
Владимир Маканин «Андеграунд», «Ассан»
Слайд 11
Новаторы.
В.Пелевин, О. Славникова, Николай Конов
В.Пелевин «t», «Числа».
О.
Славникова «2017»
Николай Конов »Нежный театр»
Слайд 12
2000
2001
2002
2003
Т.Толстая «Кысь»
Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых».
Л.Улицкая »Казус Кукоцкого»
В. Славникова
«Бессмертие»
П.Крусанов »Бом, бом»
А.Геласимов «Жажда»
Д.Новиков «Муха в янтаре».
Л.Улицкая »Сквозная
линия»
Современная литература
Слайд 13
2004
2005
2006
2007
В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
Лев.Конов »Нежный театр»
М. Шишкин «Венерин
волос»
Денис Гуцко «Без пути следа»
О. Славникова «2017»
В.Сорокин «День
опричника»
В.Пелевин «Ампир В»
Андрей Дмитриев «Бухта радости»
О. Славникова «Басилевс»
Современная литература
Слайд 14
2008
2009
2010
Андрей Дмитриев «Бухта радости»
О. Славникова «Басилевс»
Леонид Юсифович «Журавли
и карлики»
П. Басинский «О Толстом».
Современная литература
Слайд 15
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Т.Толстая «Кысь». В романе
рассказывается про то, что может произойти с Россией после
ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. роман «Кысь» – это все-таки антиупопия. В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». В толковом словаре С.И. Ожегова это слово определяется как «нечто фантастическая; несбыточная, неосуществимая мечта». Можно ли описываемое в романе назвать мечтой? Мы думаем, что вряд ли мир мутантов и «перерожденцев» можно считать мечтой. Задача антиупопии – предупредить мир об опасности, предостеречь от неверно выбранного пути. В романе Т. Толстой содержится несколько таких предупреждений. Первое из них – предупреждение экологическое. В России произошел Взрыв. (Книга писалась начиная с 1986 года, поэтому естественно возникает ассоциация с Чернобыльской катастрофой.) Лет через двести-триста после этого читатель попадает в некое небольшое поселение, окруженное крепостным тыном со сторожевыми башнями. В поселении живут люди-мутанты – похоже, бывшие москвичи и их потомки. Где-то за пределами поселения обитают точно такие же люди-мутанты.» А кто после Взрыва родился, у тех последствия другие, – всякие. У кого руки словно зеленой мукой обметаны …., у кого жабры; у иного гребень петушиный али еще чего». Причина таких «чудес» – легкомысленное поведение людей, «будто люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ». Здесь содержится прямое указание на актуальную проблему современности – гонку вооружений, накопление атомного оружия, проблему нестабильности мира. Вторая, не менее значимая проблема, поднимаемая в романе «Кысь» прежде всего интересна содержательная сторона. Главная проблема романа «Кысь» – поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, потерянной преемственности поколений. С этим мнением трудно не согласиться, так как судьба главного героя в романе связана с поиском «азбуки» – того настоящего смысла жизни, который ему так и не удается найти. Тесно связана с этим и проблема исторической памяти. Никита Иванович, расставляющий столбы с табличками «Арбат», «Садовое кольцо», «Кузнецкий мост» пытается таким образом сохранить для потомков частичку прошлого, памяти, истории.
Слайд 16
Аннотация лучших произведений современной литературы.
Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых».
Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне и
во время коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», в качестве выкупа требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии. Повествование ведётся в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу. Акунин несколько исказил семейные связи Романовых. Как и во всех своих произведениях, он изменил имена исторических личностей (московским обер-полицеймейстером в книге выступает полковник Ласовский, прототипом которого был реальный Власовский).
Слайд 17
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Л.Улицкая »Казус Кукоцкого».
Сюжет книги об обыденной жизни советской московской семьи. Но
даже такой неоригинальный сюжет имеет огромный и глубокий смысл. В книге остро затронута проблема абортов. Губить или дать началу новой жизни? Именно этот вопрос и рассматривается, а также отношение людей к этому деянию. Автор очень интересно и ярко описывает события того времени, второй половины XX века - это и разгром генетики, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская оттепель. Написана книга восхитительным языком, затягивает моментально. При совместной работе Юрия Грымова и Телекомпании НТВ по книге снят телероман. В 2001 году “Казус Кукоцкого” стал лауреатом Букера. На сегодняшний день книга издана более в 25 странах мира.
Слайд 18
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Павел Крусанов. Роман "Бом-бом"
(2002) Стал финалистом премии "Национальный бестселлер" (2003). Роман описывает
историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную "чертову башню" с мистическим "гневизовом" — орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: "Ловушка эта — неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни". » В книге Крусанов с одной стороны мастерски передает атмосферу глубочайшей, искренней и совершенно лишенной рациональных корней любви к Родине, а с другой – неразрывность связи прошлого и настоящего, дня минувшего и дня нынешнего. Недаром ни мистическим врагам, ни вполне материальным супостатам так и не удалось уничтожить род, прервать традицию, передающуюся от отца к сыну, хотя на протяжении насыщенного «криптоисторического» повествования такая угроза над Норушкиными не раз нависала. «Бом-бом» –роман о Долге и Ответственности. Читатель, впрочем, может проявить акт свободного волеизъявления, сделав выбор между двумя финалами, «орлом» и «решкой». В первом случае главный герой, наш современник Андрей Норушкин, спускается в запретное подземелье, чтобы пробудить колокол, во втором – продолжает жить по-прежнему.
Слайд 19
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Андрей Геласимов «Жажда» .«Самое
стоящее из всей рассмотренной прозы — это повесть Андрея
Геласимова «Жажда». Главный герой (опять рассказчик) изуродован на войне — у него полностью обгорело лицо. Зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. В перерывах между заказами пьёт до умопомрачения — чтобы ни о чём не думать и ничего не вспоминать. «Движитель сюжета» — поиски друга, опустившегося алкоголика, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни — знакомится с новой семьёй отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника), в финале дан даже намёк на возможность любви… "
Слайд 20
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Д.Новиков «Муха в янтаре».
Дмитрий Новиков ворвался в современную литературу рассказом «Муха в
янтаре», опубликованным в 2002 году в журнале «Дружба народов».
В рассказе соревнуются Время и вышедший из повиновения ему янтарем воспоминания застывающий момент. Время олицетворено в молоденьком лейтенанте, под чьим началом высадились на берег пять матросов медицинской службы для получения оборудования со склада. К его досаде, уставшие от службы матросы, - названные автором «эпикурейцами» - вверяют себя не его мельтешащим приказаниям, а безмолвным велениям вечности, выраженным в «обычном летнем дне» - покое, живописности побережья, «благолепии хрупкого момента». Пляж, полный загорелых купальщиц, непривычный с берега вид моря - вот те самые моменты дня, которые запечатлеются в душах героев «в мельчайших подробностях» и «потом, через много лет» осветят их жизни «целительным восторгом полноты жизни». В рассказе есть великолепный символ. Как муха, застывшая в янтаре, оставляет, таким образом, память о себе, так и человек, обволакиваясь временем, обволакиваясь теми событиями, которые происходят вокруг него, тоже остается вечностью.
Слайд 21
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
Этот роман Василия Аксенова удостоен премии "Букер" за 2004
год.
В 60-е годы восемнадцатого века, "века галантного", очень заинтересовались друг другом две значительные личности - Вольтер и Екатерина Великая. В романе Василия Аксенова оживают старинные картины, и сходят с них благородные герои, кипят страсти, нам непривычные, завязывается нешуточная драма нестареющих вольтеровских идей...
Слайд 22
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Денис Гуцко мало известен широкой публике. Да и
вручение ему в 2005 году премии «Букер – Открытая Россия» тоже стало неожиданностью для всех. Однако, не сомневаюсь, премию автор получил по праву. Гуцко пишет хорошим русским языком, пишет на серьезные темы, не играя в постмодернизм, не идя на поводу у читателя. Роман «Без пути-следа» ─ о молодом человеке, родившемся в Грузии, но после распада СССР вынужденного вернуться на родину матери, в Ростов. Как прижиться на новом месте – и вроде бы не в чужой стране – человеку, воспитанному на других обычаях, в другой культуре, говорящему по-другому? Оказывается, это большое испытание, которое сложно выдержать. В один прекрасный день Митя не может получить российский паспорт. Начинается унизительное хождение по кабинетам и стояние в очередях. Родина не хочет нового гражданина. Василий Аксенов едко заметил: «Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта». А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. А для Гуцко тема оказывается насущной, глобальной, от нее зависит жизнь его героя. Человек не может быть без роду, без племени, жить, не оставляя следа. Обрести Родину – значит обрести себя, и Гуцко пишет об этом поиске пронзительно, откровенно, иногда слишком темно и безысходно.
Слайд 23
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
О. Славникова «2017» В
романе Ольги Славниковой действие происходит на Урале, и мир
горных духов, некогда описанный Бажовым, не оставляет героев, будь то охотники за самоцветами, что каждое лето отправляются в свой тайный поход, или их подруги, в которых угадывается образ Хозяйки Медной горы. А тем временем приближается 2017 — и на городской площади разыгрываются сцены Октябрьского переворота: костюмированное шоу перерастает в серьезные беспорядок.
Слайд 24
Аннотация лучших произведений современной литературы.
.
Андрей Дмитриев «Бухта радости»
Однако новый его роман «Бухта радости» выглядит попыткой захватить
куда более широкую аудиторию. Действительно, скучным роман не назовешь. Помимо того, что он написан изобретательно и искусно, в нем еще и отчетливая фабула есть – прихотливо завернутая, затягивающая. В романе множество персонажей, от главных до третьестепенных и проходных, которые должны вроде бы нам представить бесконечное разнообразие людей, радующихся и горюющих на фоне этой самой подмосковной Бухты, зоны отдыха.
Слайд 25
М. Шишкин «Венерин волос» Русский толмач беспрестанно перемещается
по миру - Цюрих, Париж, Рим, - за ним
стелется шлейф языков. Но в каждом городе он видит между камней знакомую травку - папоротник Венерин волос, или адиантум - и взгляд на него всякий раз возвращает его из евромешанины языков к русскому строю мыслей, которые если и можно записать, то только кириллицей. Недаром герой одержим поисками могилы одного из создателей азбуки, святого Кирилла; именно эта идея и руководит его странствиями. Сам Шишкин говорит о своем произведении так: Это книга о самых простых вещах, без которых жизнь невозможна. Венерин волос - это травка-муравка, которая в мимолетном городе Риме - сорняк, а в России - комнатное растение, которое без человеческого тепла не выживает. Я писал этот роман в Швейцарии, во Франции, в Риме. Он очень русский, но одновременно выходит за границы русского мира, не помещается в них. Россия - только малый кусочек большого Божьего мира.
Аннотация лучших произведений современной литературы.