Слайд 2
Иван Яковлевич Билибин
(1876-1942) вошел
в историю изобразительного искусства как превосходный иллюстратор русских народных
сказок. В сказке художник увидел и почувствовал то, «к чему смутно рвалась и по чем тосковала» его душа
Слайд 4
И. Я. Билибин среди художников
Слайд 5
Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким
мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень
нравились читателям и любителям книг всех возрастов.
Слайд 7
В иллюстрациях превосходного мастера книги тесно соединились декоративно-орнаментальный
стиль и изобразительное начало.
Слайд 8
Иллюстрация к присказке «Жил-был царь…»
Слайд 9
В 1899 году художник рисует иллюстрации к сказке
«Царевна-лягушка, неспешное рассматривание которых погружает читателя и зрителя в
мир событий и героев сказки, заставляет переживать за судьбу персонажей.
Слайд 11
Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным орнаментом,
который не повторяется больше нигде и гармонирует по содержанию
и цветовой гамме с сюжетом и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели, целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов, из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной глиняной игрушки.
Слайд 12
Каждая иллюстрация заключена в рамку с оригинальным
орнаментом,
который не повторяется больше нигде
и гармонирует по содержанию
и цветовой гамме с сюжетом
и колоритом самой иллюстрации. В качестве деталей орнамента
мы встречаем зловещих воронов, полевые цветы, березки и ели,
целые пейзажные зарисовки, сказочных птиц, которые будто бы
сошли и слетели на рисунки Билибина с русских резных и
расписных прялок, из резного убранства крестьянских домов,
из нарядных вышивок на одеждах, из волшебства северных
кружевных узоров, из яркого многоцветья расписной
глиняной игрушки.
Слайд 15
Разнообразны заставки, стоящие перед началом сказок, и виньетки,
которыми заканчиваются сказки: перед нами то сплетения полевых цветов — ромашек,
васильков, клевера и ивана-да-марьи, то листья волшебных растений, нарисованные так, словно они вырезаны на дереве искусным мастером, то диковинные цветы, то волшебные птицы — Сирин и Алконост, то деревенские окошечки, закрытые расписными ставенками.
Слайд 17
Иллюстрация к сказке
«Василиса Прекрасная»
Слайд 18
Рассмотрим внимательно одну из иллюстраций, например рисунок к
сказке «Василиса Прекрасная», где изображена летящая в ступе Баба-яга.
Баба-яга сидит, поджав ноги, в высокой деревянной ступе, которая словно бы споткнулась о ствол упавшей березы. В правой руке у Бабы-яги пест, которым толкут зерно, в левой — помело (не путать с метлой!), которым подметают под русской печи перед тем, как поставить печься хлеб. Синий сарафан у Бабы-яги в заплатах, рукава розовой рубахи засучены выше локтей так, что видны костлявые руки. Редкие седые волосы распущены, вьются по ветру седыми нитями разной длины, словно показывая скорость движения колдуньи. Нечеловеческие глаза, длинный нос крючком и тяжелый подбородок, серьга в ухе — именно такой мы представляем Бабу-ягу, слушая русские волшебные сказки.
Летит Баба-яга по дремучему лесу, где на фоне мощных стволов елей, поросших мхом и лишайником, выделяются редкие кривые березовые стволы. Среди молодых, но уже погибших от недостатка света елочек, на глубокой подушке мха растут алые нарядные мухоморы. Мы верим: именно в таком лесу должна стоять избушка на курьих ножках, жилище Бабы-яги. Под стать пейзажу и коричневый орнамент на рамке, окружающей иллюстрацию: такие орнаменты характерны для тканых русских шерстяных поясов.
Слайд 19
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»