Этот урок поможет вам:
определить значение романа «Евгений Онегин»
в русской литературе и в творчестве самого А.С.Пушкина;
выявить лироэпическую природу романа. Узнать о лирических отступлениях и их тематике;
выяснить творческую историю романа и соотнести ее с тем или иным периодом творчества поэта;
понять жанровое и композиционное своеобразие романа.
Слайд 3
История создания романа
Написание романа заняло
у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В
свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г.
В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"
Слайд 4
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА
Кроме того, тогда же в Болдино
была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую
Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит.
Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.
Слайд 5
ЖАНР РОМАНА
Жанр произведения – лироэпический,
т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и
Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора).
Однако нельзя отождествлять Автора с самим Пушкиным, хотя в личности повествователя, в его системе ценностей, и образе жизни многое напоминает о его великом создателе (он тоже поэт, ценящий свободу и независимость личности).
Слайд 6
Образ Автора
Образ Автора – это художественное обобщение,
он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям
романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».
Автор подчиняется только собственным ощущениям и декларирует это:
И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол…
Слайд 7
ПРИНЦИП ПРОТИВОРЕЧИЙ
В ходе длительной работы над романом замысел
его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий:
Я кончил первую главу:
Пересмотрел все это строго,
Противоречий очень много.
Но их исправить не хочу…
Слайд 8
В дальнейшем этот прием проявился в
различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о
том или ином уделе, ожидающем героя.
Слайд 9
Композиция.
«Поэзия действительности»
Прием антитезы, контраста (Онегин
– Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две
встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность.
Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.
Слайд 11
Художественный метод
Простота и бесхитростная непринужденность романа
– кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит
сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.
Слайд 12
Можно выделить главные приемы:
Принцип
«противоречий»
Творческий процесс создания романа на глазах читателя
Прихоть, каприз Автора
как творческий импульс
Свобода как главная составляющая творчества
Переключение интонаций, множественность точек зрения
Система ассоциаций
Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.
Композиционные приемы.
Слайд 13
Роман написан в форме дневника
Автора, в котором серьезное мешается с легкомысленным: преклоняется перед
возлюбленной и флиртует на балу.
Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.), сопутствующая история главных героев.
Форма романа