принадлежит этому великому человеку.
Натура преимущественно практическая,
он был
рожден реформатором и основателем.
В.Г.Белинский
Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
6. Научная поэзия6. Научная поэзия.
7. Сатирическая поэзия.
8. Переводы. Анакреонтическая поэзия
9. Значение поэзии Ломоносова9. Значение поэзии Ломоносова.
10.Литература
Творческий путь Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов —
гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.
Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:
Ломоносов указал на
ритмическое разнообразие
русского языка
и доказал необходимость
введения
трехсложных стоп
Определил
равноправность
в стихах мужской
и женской рифм
написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями,
ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх»,
создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.
Тематика поэзии Ломоносова
«Для пользы общества коль радостно трудиться!» —
эти слова Ломоносова раскрывают
жизнеутверждающую сущность его поэзии.
Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова
от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики
до гражданской поэзии больших государственных тем.
Ода – лирический жанр,
пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы:
победно-патриотическая,
похвальная,
философская,
- духовная,
- анакреонтическая
— все это стало оригинальным созданием Ломоносова.
Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба
Своеобразный величественный и напряженный стиль
Ода на взятие Хотина
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку
Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».
Образ Елизаветы в одах Ломоносова
Образ России в поэзии Ломоносова
Художественное своеобразие похвальных од
В авторскую речь обильно вводятся
типично ораторские приемы —
вопросы, восклицания,
например, начало оды 1750 г.,
адресованное Елизавете Петровне:
Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!
Поэт обильно использует
мифологические образы:
В полях кровавых Марс страшился,
Свой мечь в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг
Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова
определяется их идейным содержанием
Каждая ода представляет собой
вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.
Духовные оды
Духовные оды
Научная поэзия
Более резко звучит
«Гимн бороде»,
поводом к написанию которого
послужили следующие обстоятельства:
ученик Ломоносова Николай Поповский
перевел в стихах поэму
английского просветителя
Александра Попа «Опыт о человеке»,
но Синод запретил
печатать эту книгу.
Ломоносов ответил на это решение
«Гимном бороде», одним из самых
смелых в XVIII в.
антиклерикальных произведений.
Собственная позиция Ломоносова раскрывается
в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты
их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой.
Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит
изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой:
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу
Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество,
доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.
Мне струны поневоле
Звучат геройский шум.
Не возмущайте боле,
Любовны мысли, ум;
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен
«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может
Ни множество веков, ни една древность.
Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин:
Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности;
по ним долго еще
должны мы будем изучаться
стихотворному языку нашему».