Слайд 2
Цели урока:
- формировать умение композиционного оформления собственного сочинения
в соответствии с темой;
- уметь проводить основную мысль темы
в качестве стержневой через весь текст, подчиняя ей все фрагменты текста;
- организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создать возможность погружения в текст;
- вызвать чувство сопричастности к историческому прошлому России;
- активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный отклик.
Слайд 3
1
Мы продолжаем с вами, ведомые гением Л.Н. Толстого,
искать истину, правду и справедливость, в которую свято верил
писатель.
О чём же болела душа Толстого? Что не давало ему покоя до конца его дней? Путь, по которому мы пойдём, по которому направляет нас Толстой, заключён в простой фразе: «После бала».
Слайд 4
Обратимся вновь к рассказу, чтобы найти самую-самую главную
и ключевую мысль. Помните, о чём спрашивал себя Иван
Васильевич после ужасного зрелища наказания?
(«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю». «Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел».)
Слайд 5
Перспективное задание
Попробуем определить, что же знает полковник и
почему это не понимает Иван Васильевич.
Зачитайте (предложите) свой план
сочинения, над которым вы работали дома.
Какие краски, звуки, придающие выразительность тексту, окружают героя, связаны ли они и с главной идеей?
Слайд 6
2. «Погружение в текст».
В творческой мастерской писателя.
Восстановить
слово авторского текста.
«И я невольно соединяю его и её
в одном нежном (трогательном, умилённом, растроганном, ласковом ) чувстве».
«Я посмотрел на его уткнутую в подушку и закрытую до половины фланелевым одеялом голову, и мне стало (необычайно, невероятно, любовно, исключительно) жалко его за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал».
Слайд 7
2. «Погружение в текст».
В творческой мастерской писателя.
«Про
каждом ударе наказываемый, как бы (сжимаясь, удивляясь, ужасаясь, изумляясь),
поворачивал лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова».
Что для вас утро?
А в рассказе? Что происходит в природе и с человеком?
К каждому слову темы надо записать 5-6 пришедших на ум ассоциаций, это могут быть и синонимы, и антитеза и др. Например. Утро: свет, улыбка, друг, тучи, тоска, солнце.
Слайд 9
Ассоциативный пучок
ИЗМЕНИВШЕЕ
2
Слайд 11
Составим и запишем вопросы к теме сочинения
Какое было
утро?
Почему утро изменило жизнь?
Что изменило жизнь?
Что изменило утро в
жизни героя?
Как изменило утро его жизнь?
Слайд 12
Главная задача сочинения
Мысль о Прощёном воскресенье и дикой,
бесчеловечной казни в этот день обязательно должна быть в
плане как основная.
Сформулируйте вопрос к сочинению об этом самостоятельно.
Подчеркните эту часть как главную.
Слайд 13
Решение проблемного вопроса
Что же не понимал наш герой
в том, что видел, и почему?
Слайд 14
Толстой почти ответил нам почему, но его ответ
рассыпан по ткани повествования и нам надо только собрать
эту важную для нас мудрость.
Итак, какая погода стояла в то утро?
(Самая масленичная погода».) Давайте вспомним масленичный обряд.
Слайд 15
Масленичный обряд
Блины – символ масленицы. Первый блин отдавали
нищим на помин усопших или клали на окно, приговаривая:
«Частные наши родители, вот для вашей душки блинок». На второй день шли заигрыши, катания, игры. На третий день созывали всех родных, закармливали зиму. На четвёртый, пятый, шестой день начинался масленичный разгул. Чучело-куклу делали вскладчину, этот обряд соотносился с обрядом родин, то есть рождения. Игры в снежном городке, когда одни его защищали, а другие захватывали, тоже символизировали победу весны над зимой.
Слайд 16
Прощёное воскресенье
А седьмой день – это Прощёное воскресенье.
В этот день поминали умерших, посещали могилы родственников, просили
прощения друг у друга, прощались с зимой, с масленицей. Старики – связующее звено между миром живых и умерших, поэтому у старших в этот день просят прощения. Прощаясь, говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою». В этот день прощаются все обиды и оскорбления. Встретить весну необходимо было в чистоте духовной и телесной. И потом начинался великий пост перед Пасхой.
Слайд 17
Мог ли Толстой не знать всего этого, если
он сам и всё его семейство устраивали масленичные празднества
и сами в них участвовали?
Слайд 18
Вспомним наше погружение в текст и те авторские
слова, которые мы определили у Толстого:
Любовно, трогательно, умилённо.
Вот этими
словами автор определил те чувства и взаимоотношения, которые должны быть главными между людьми. Именно эти чувства владели душой главного героя, именно любовь ко всем людям и окружающему миру испытывал молодой Иван Васильевич в то утро.
Слайд 21
Что знает полковник такое, чего не знает и
не понимает Иван Васильевич?
Полковник, напротив, был душевно слеп и
глух. Выполняя приказ в такой святой день, он был не всесильным, а всего лишь винтиком в мощном механизме николаевского правления. Вспомним даже внешнее сходство с Николаем I («a la Nikolas I»). Так что Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно.
Слайд 22
Иван Васильевич был и остался искренним, чистым и
светлым человеком. Вот почему он оставил всякие мысли о
военной службе, понимая не умом, а сердцем противоестественность установленных правил. Вот почему его пылкая доселе любовь начала угасать. В той, другой жизни, фрагмент которой он случайно увидел, нет условий для простых человеческих чувств. В той бездушной атмосфере он бы погиб.
Слайд 23
Какое же на самом деле было утро?
Зачитайте описание
утра в тексте.
Слайд 24
Почему наказываемый при каждом ударе поворачивал лицо в
сторону удара, как бы удивляясь?
Почему наказываемый был татарин?
Было Прощёное
воскресенье. То, что происходило, быть не должно. Даже в сознании татарина не укладывался факт происходящего. Его слова: «Братцы, помилосердствуйте» – словно растворялись в том страхе, который владел одними, и в том бездушии и жестокости, заполнившими, как туман, сознание других. Писатель, как и его герой, ужасался происходящему безумию.
Слайд 25
Урок закончен…
Дома выразите в сочинении то, о чём
мы говорили на уроке.