Слайд 2
«Я откидываюсь от разума к страсти, я опрокидываюсь
от страстей в разум. Маятник влево, маятник вправо. На
циферблате ночей и дней неизбежно должно быть движение. Но философия мгновения не есть философия земного маятника. Звон мгновенья - когда его любишь, как я,- из области надземных звонов.»
Из записной книжки К.Бальмонта.
Слайд 3
Нашим современникам трудно поверить в то, что поэт-символист
Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых литераторов России
начала XX века. К сожалению, нынешние читатели больше знают его как автора стихотворения «Чудный чарам черный челн» и подобных произведений, но им почти не известна, философская лирика поэта, та сторона его творчества, которая завораживала знатоков поэзии, его современников, которая вывела его в авангард символизма, подтвердила его статус художника западноевропейского уровня.
Поскольку эту сторону творчества должны знать сегодняшние и будущие читатели произведений Бальмонта, в первую очередь нужно ознакомиться именно с философской лирикой поэта и суметь получить представление об его мировоззрении.
Слайд 4
Пик популярности
В конце 1890-х годов Бальмонт не оставался
подолгу на одном месте; основными пунктами его маршрута были
Санкт-Петербург, Москва и Подмосковье, Берлин, Париж, Испания, Биарриц и Оксфорд. В 1899 году Бальмонт писал поэтессе Л. Вилькиной:
«У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.»
Слайд 5
«Горящие Здания»
Сборник «Горящие здания» (1900), занимающий центральное место
в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении
Поляковых «Баньки» Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении.
«Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь», — такими словами в предисловии к «Горящим зданиям» Бальмонт сформулировал свой девиз.
Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию. В 1901 году, отсылая сборник Л. Н. Толстому, поэт писал:
«Эта книга — сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и — пока — люблю уродство не меньше, чем гармонию».
Слайд 6
Благодаря сборнику «Горящие здания» Бальмонт приобрёл всероссийскую известность
и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской
литературе.
«В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния», — писал В. Я. Брюсов.
Слайд 7
Исследование творчества К.Д.Бальмонта.
«Горящие здания» Бальмонт считал «новым сочетанием мыслей,
красок и звуков». Серьезно заниматься литературой Бальмонт начал с
1890 года, он также изучал иностранные языки и увлекался переводами.
Время профессионального становления его как поэта-символиста приходится на 1192-1894 гг. В начале 1894 года выходит его первый этический сборник «Под северным небом». К тому времени его знают как поэта-переводчика, специалиста по западноевропейской литературе.
Слайд 8
Циклы стихотворений.
Поэтический сборник «Горящие здания» состоит «таких циклов:
«Крик часового», «Отсветы зарева», «Ангелы опальные», «Совесть», «Страна неволи»,
«Возле дыма и огня», «Мимолетное», «Антифоны», «Прогалины», «Индийские травы», «Безветрие», «Смертию - смерть».
Циклы стихотворений «Крик часового» и «Отсветы зарева» пронизаны одной идеей - человек должен быть сильным, обладать несгибаемой волей. Здесь даже прослеживается ницшеанская идея сверхчеловека, некоего хищника, резкого, беспощадного. Однако эта идея выражена не ярко, она скорее только намечена. Символом личности сильной, решительной, волевой Бальмонт выбирает птицу. Это - альбатрос.
Слайд 9
«Совесть»
«Сумрачные области совести моей,
Чем же вы осветитесь на исходе дней,
Сумраки
отчаянья, дыма и страстей?»
Цикл «Совесть» проникнут ностальгией по справедливости, совестливости. Они смогут помешать проникновению в человеческую душу соблазнов порока. И это сохранит душу, продлит ее блаженное существование.
Слайд 10
«Страна неволи»
Циклы «Страна неволи» и «Возле дыма и
огня» посвящены теме поэта и общества. В них поднят
вопрос и о назначении поэта. Стихотворение «В башне» - своего рода поэтическая программа символизма. Поэт представлен существом высшего порядка, который из своей «башни» наблюдает за тем, что происходит в мире людей; он выше их дрязг, сиюминутных проблем, он живет в мире грез, мечтаний, навеянных символическими снами.
«В башне с окнами цветными Я замкнулся навсегда. Дни бегут, и в светлом дыме Возникают города,
Замки, башни, и над ними Легких тучек череда.»
Слайд 11
«Антифоны»
В цикле «Антифоны» Бальмонт развивает тему поэта и поэзии. Эталоном поэта
он считает Шарля Бодлера и хотел бы быть духовным
наследником французского символиста:
«Пребудь же призраком в душе моей,
С тобой дай слиться мне, о маг и чародей,
Чтоб я без ужаса мог быть среди людей!»
У поэта есть не только личный идеал, но есть и идеальное общество людей, полуфантастических, полуреальных. Так появляются легендарные «гипербореи», «блаженные люди», они бессмертны, «непохожи на нас, утомленных грозой», «неизвестна им наших мучений отрава». Так возникает страна, где «без тягостных законов жило племя поседонов». Однако достигнуть земли, где живут и те и другие, простому смертному не дано. Идеальные люди, считает поэт, могут быть только в человеческой фантазии.
Слайд 12
«Мимолетное»
Природе посвящен цикл «Мимолетное». Поэт считает, что человеку, в
отличие от других живых существ (растений, животных, птиц), гораздо
труднее; к примеру, труднее, чем «бледной травинке под ветхим забором»:
«Чуть расцветешь, и уже отцветаешь,
Не доживешь до начала зимы.
Ты пропадаешь, но ты не страдаешь,
Ты умираешь отрадней, чем мы.
Бледная травинка.»
Человек - частица природы, а природа - частица Вселенной. Человек через понимание природы, через понимание «аромата солнца», прислушиваясь к струнам, протянутым «от небес до земли», дотянется разумом до «далеких планет», поймет, что только ему подвластна мысль движущая сила познания.
Слайд 13
Последние циклы сборника
«Безветрие» и «Смертию - смерть» посвящены
проблеме «Человек и Бог». Вновь, как в цикле «Отсветы
зарева», появляется символ гордого и вечно свободного человека - альбатрос. Но он одинок, ему нужна поддержка. А ее может дать человеку только Бог:
«Ни в просторах, где умолкло время,
С кем говорить мне, не с кем, кроме Бога.»
Выбор человека - служение справедливости, добру, а значит, Богу.
Слайд 14
Обобщив результаты анализа всех поэтических циклов сборника «Горящие
здания», можно сделать вывод.
Бальмонт не просто поэт, а поэт-философ.
Его мысль создала собственную модель мироздания, в центре которой он помещает человека. Но этот человек слаб, ему еще только предстоит стать сильным. Залогом успеха человека являются любовь, неисчерпаемые возможности его разума (познание человеческое не имеет пределов), совесть и вера в Бога.
Поэт - связующее звено между человеком и всем надземным, он должен помочь услышать и передать простому человеку тайны бытия.