Слайд 2
Интегрированный урок
развития речи
(литература, музыка, живопись)
9 класс
Написание
сочинения по музыкальным впечатлениям
Слайд 3
Цели урока:
научиться чувствовать музыкальность рассказов А.П.Чехова,
развивать умение
слушать музыку,
развивать навыки создания собственного текста по личным впечатлениям.
Слайд 4
«Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плачь
и едва уловимая на слух, слышалась то справа, то
слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух…»
Слайд 5
«Пройти мимо звукописи, не ощутить мелодию фразы было
бы очень большим упущением»
(А.П.Чехов)
Слайд 6
«Антон Павлович делился со мной наблюдениями над своим
творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас,
заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения». (Россолимо Г.И.)
Слайд 7
«Приходил вечером из лавки отец, и начиналось пение
хором: отец любил петь по нотам и приучал к
этому детей».
Слайд 8
В гимназические годы Чехов увлекался итальянской оперой, потом
круг его музыкальных впечатлений расширился: он слушал симфоническую музыку.
Одним из любимых композиторов был Мендельсон.
Слайд 10
С исключительным богатством даны
звуковые картины в повести
«Степь»
«…Егорушка услышал тихое , очень ласковое журчанье и почувствовал,
что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух. Из холма…тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю и, прозрачная, веселая, сверкающая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда-то…»
Слайд 11
С изумительной художественной силой нарисована в повести звуковая
картина грозы. М.Горький наизусть читал этот отрывок из «Степи»
молодым литераторам как образец, по которому следует учиться сжатости и образной силе речи.
Слайд 13
В экземпляре книги А.П.Чехова «Хмурые люди»в библиотеке Чайковского
П.И. отмечен текст в рассказе «Почта»:
«Колокольчик что-то прозвякал
бубенчиками, бубенчики
ласково отвечали ему. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчик заплакал, бубенчики засмеялись».
Слайд 14
В рассказе «На пути» писатель с большой
художественной силой
создал звуковую
картину ночной метели - музыкального символа
трудной судьбы героя
рассказа Лихарева.
Слайд 15
Печальная, за душу берущая мелодия скрипки гробовщика Якова
Бронзы ( «Скрипка Ротшильда» ) дает почувствовать, что в
очерствевшей душе героя глубоко скрытые настоящие человеческие чувства.
Слайд 16
Звуки самодельной крестьянской свирели, напоминающие прерывающийся голос плачущего
человека, как бы перекликаются с сетованиями старого пастуха на
оскуднение природы и человека в рассказе «Свирель».
Слайд 17
Желая глубже раскрыть образ героини повести
«Моя жизнь»
Маши Должиковой, Чехов вводит одну немаловажную деталь – Маша
исполняет романс Чайковского «Ночь».
Слайд 18
В «Рассказе неизвестного человека» Чехов показывает, как музыка
«Времен года» вызывает у одного из героев душевный подъем,
глубоко скрытые хорошие чувства:«Глядя на потолок, как бы припоминая, он с чудесным выражением сыграл две пьесы Чайковского так тепло, так умно! И мне казалось просто чудом, что человек, которого я привык видеть среди самой низменной, нечистой обстановки, был способен на такой высокий и недосягаемый для
меня подъем чувств, на такую чистоту».
Слайд 19
Чехов очень любил Чайковского и посвятил
ему сборник рассказов «Хмурые люди».
Слайд 20
«Я ужасно люблю его музыку, особенно…»
Слайд 21
Попробуйте определить, прослушав фрагмент этого произведения.
Слайд 22
«Я готов день и ночь стоять почетным караулом
у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, -до
такой степени я уважаю его».
Слайд 23
Итоги урока:
Описания игры, пения, восприятия музыки, звуков в
природе – одно из художественных средств обрисовки характеров действующих
лиц, социальной среды, душевного состояния героев.
Музыка Чайковского имеет общие эмоциональные истоки с поэтической речью произведений Чехова.
Слайд 24
Задание на дом:
Продолжить заполнение таблицы в рабочей
тетради.
Написать сочинение на тему: «Единство музыки Чайковского и
чеховского слова помогли мне…»