Слайд 3
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19
(31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика.
Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
Слайд 4
Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) большинство современных читателей знает
как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные
описания Юга и Средней полосы, Причерноморья и Окского края. Кто не помнит его "Мещерской стороны"? Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Многие мотивы этих произведений близки прозе Алексея Толстого, а их романтический настрой - фантазиям Грина. Лиричны и в то же время очень реалистичны картины природы в произведениях Константина Паустовского. Однако он отнюдь не просто писатель-натуралист. Природа для него не самоцель, она - ключ к пониманию человеческой души, национальной культуры, языка.
Слайд 5
"Я уверен, - пишет он, - что для
полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять
чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины" ("Золотая роза").Паустовкий прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен "весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера". Писатель не устает восхищаться "волшебством русской речи": "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ",
Слайд 6
"многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Он
призывает своих собратьев по писательскому цеху работать над совершенствованием и обогащением языка: "В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово". Советует, следуя заветам Даля, собирать "хорошие и меткие местные слова", "слова людей разных профессий", таящие в себе много великолепных образных находок. Между прочим, Паустовский предлагал составить и особый словарь, в котором будут собраны "мусорные и мертвые слова, вся канцелярщина и пошлость, засоряющие русский язык. Этот последний словарь нужен, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи".
Слайд 7
Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную
замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и
забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично (Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий), либо тех, чье творчество особо очаровало Константина Георгиевича (Чехов, Блок, Мопассан, Бунин, Гюго). Всех их объединяло "искусство видеть мир", так ценимое Паустовским. Он жил не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е-1950-е годы. Тынянов нашел в те годы спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.
Слайд 8
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный
в последний год учебы в гимназии, был напечатан в
киевском альманахе "Огни". По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы.
Слайд 9
Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о
том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности.
Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков — судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, — впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского. Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
Слайд 10
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал
работать редактором РОСТА. В это время печатались не только
его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях). . Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932
Слайд 11
История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков
и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) — одном из
самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
Слайд 12
К.Г.Паустовский. Таруса.
Апрель 1955г.
Слайд 13
Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида
(1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский
художник-примитивист Н.Пиросмани. После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей.
Слайд 14
Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан,
Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн,
Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут" (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим — а возможно, и физическим — спасением в период сталинских репрессий. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
Слайд 15
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение —
автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие
годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959-1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др. В 65-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в "нобелевской" серии однотомники К. Паустовского. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", — Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Слайд 16
Паустовский умер в 1968 году в Москве и
согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место,
где находится могила, — высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, — было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 — 1968".
Слайд 18
К.Г. Паустовский с сыном
Алешей
Слайд 19
К.Г. Паустовский с
сыном Алешей и
последней женой Татьяной.
Слайд 20
К.Г. Паустовский в кабинете
тарусского дома.
Слайд 21
К.Г. Паустовский и Ю.П. Казаков. 1958 год, Дубулты.
Юрий Павлович Казаков русский писатель (1927-1982). Литературные критики сходились
на том, что в современной литературе Казаков - один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина. Особое место в творчестве Казакова занял русский Север.