Слайд 2
Основные задачи
Изучить жизненный путь Велимира Хлебникова и выделить
особенности личности поэта;
Изучить творчество Велимира Хлебникова и выделить специфические
особенности его литературной деятельности;
Определить новаторство Велимира Хлебникова в русском языке и литературе;
Выявить значение творчества Велимира Хлебникова для русской литературы.
Слайд 4
Был человек в чёрном сюртуке,
В сером пиджаке –
и вовсе без рубашки.
Был человек, а у него в
руке
Пели зинзиверы, и тарарахали букашки.
Был человек. Пред. Земного Шара.
Жил человек на правах пожара.
Чурилин
Слайд 5
Здесь закладывался интерес к Востоку …
«Родился 28 октября
1885 в стране монгольских исповедующих Будду кочевников – имя
«Ханская ставка», а в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имён). При поездке Петра Великого по Волге мой предок угощал его кубком с червонцами разбойничьего происхождения. В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи. Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши.»
Слайд 6
Первый Хлебников упоминается как посадник Ростова среднерусского
«Отец –
поклонник Дарвина и Толстого, большой знаток царства птиц, изучавший
их целую жизнь; имел друзей – путешественников, один брат утерян и пропал из виду в Новой Зеландии, один из рода Хлебниковых был членом Государственного совета. Дед умер в Иерусалиме на поклонении. Один из сыновей его – профессор Военно-Медицинской Академии (физик). Многие Хлебниковы отличаются своенравием и самодурством.»
Мать поэта – Екатерина Николаевна, урождённая Вербицкая, историк по образованию. В семье, кроме Виктора, было ещё четверо детей; одна из сестёр, Вера, стала художницей, иллюстрировала, в частности, произведения брата, написала о нём воспоминания.
Слайд 7
А люди требовали от него, как от взрослого,
и он ушёл.
В 1891 году Хлебниковы покинули астраханские степи;
некоторое время жили в Волынской губернии, потом – в Симбирской; в Симбирске же Виктор поступил в третий класс гимназии, а заканчивал учёбу уже в Казани.
При поступлении в Кзанский университет (1903) специальностью была выбрана математика.
На первом же курсе Хлебников принял участие в студенческой демонстрации, был арестован и исключён из университета, на следующий год был зачислен вновь, но уже на естественное отделение.
Слайд 8
Творческий путь Велимира Хлебникова
Слайд 9
И с ужасом
Я понял, что никем не видим,
Что
нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!
Творческий путь Хлебникова
распадается на три периода:
От 1905 до 1914 года
От 1915 до 1917 года
3. От 1917 до 1922 года
Слайд 10
1905 – 1914 года
Характерные черты:
Противоречивость социальных позиций
автора
Неославянские увлечения
Мифологические утопические конструкции
Циклическое, повторяющееся историческое время
Своеобразный историзм
Интерес к
славянской и восточной архаике
Сочетание авангарда и традиционности
Слайд 11
1915 – 1917 года
Характерные черты:
Появление социальных мотивов
Появление темы
смерти
Звучание пушкинских тем: поэт и отчизна, народ и его
судьба, история, ответственность за творчество
Выход темы смерти на первый план
Слайд 12
1917 – 1922 года
Характерные черты:
Переплетение тем: народ и
его правда, обличие самодержавия и обличие бога
Изменение системы построения
художественного текста
Гиперболически резкое решение темы войны
Появление поэтического анализа реальной послереволюционной действительности
Слайд 13
Из воспоминаний Веры Хлебниковой
«Вы говорите, Он ушёл, мой
тихий брат?...»
«Я знаю, что у Виктора Владимировича были искренние,
любящие, преданные ему друзья…
Хочется думать, что им я буду говорить о брате и друге, чутком и нежном с теми, кого он любил и, скинув напускное равнодушие и сверхчеловеческое безразличие к окружающим, - открывал свою душу как Сакия-Муни, отказавшись от земных почестей для достижения духа, - шёл он по земле. Мыслитель и поэт, мне кажется, раздваиваются. Он был великим наблюдателем, от него, на вид равнодушного и безразличного ко всему окружающему, ничто не ускользало: никакой звук бытия, никакой духовный излом. Так он шёл по жизни, так он шёл по лесу, с таким отрешившимся видом, что даже птицы переставали его бояться, доверчиво посвящая в свои тайны.»
Слайд 14
«Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет…»
С
Петром Митуричем Хлебников совершил весной 1922г. Своё последнее путешествие
– в деревню Санталово Новгородской губернии. Со своими неизменными мешками с рукописями Хлебников, уже больной, добрался до места назначения, но вскоре у него отнялись ноги, и никакие местные медицинские средства не помогли. Там же, в деревне Ручьи, он был похоронен. В 1960г. Его прах был перевезён на Новодевичье кладбище в Москву.
Слайд 15
О словотворчестве
«Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов
языка.»
«Словотворчество – враг книжного окаменения языка и, опираясь на
то, что в деревне, около рек и лесов до сих пор язык творится, каждое мгновение создавая слова, которые то умирают, то получают право в жизнь писем. Новое слово не только должно быть названо, но и быть направленным и называемой вещи. Словотворчество не нарушает законов языка.»
Слайд 16
О словотворчестве
Выделим типы словотворчества, используемые Хлебниковым.
Языкотворчество
- скорнение, корнеизменение, Звёздный язык.
Словотворчество с
перевесом поэтической функции
- внутреннее склонение слова
Паралингвистическое слово-, звуко-, и образо-творчество.
- звукоподражание, передразнивание, звукопись, язык богов, ведьм и русалок, магических ритуалов.
Слайд 17
Заумный язык
«…свободные сочетания, игра голоса вне слов, названы
заумным языком. Заумный язык – значит находящийся за пределами
разума. То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняет разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным.
Заумный язык происходит из двух предпосылок:
Первая согласная простого слова управляет всем словом – приказывает остальным;
Слова, начатые одной и той же согласной, объединяются одним и тем же понятием и как бы летят в одну и ту же точку рассудка…»
Слайд 18
Новаторство и цели Хлебникова
Хлебников живёт в уникальную, резко
отличную от времён Карамзина эпоху. За счёт активизации традиционалистического
состава русского языка Хлебников вслед за «архаистами» и предполагает перерождения языка элиты. В отличие от «актуального» Пушкина, дающего язык на завтра, Хлебников весь в послезавтра и в позавчера, весь упреждающая на новаторство в форме самого этого новаторства, весь «насквозь» авангардист. Хлебников возлагает на язык большие надежды в судьбах человечества, язык и играет в его творчестве определяющую роль.
Слайд 19
О значении Хлебникова для русского языка
Велимир Хлебников в
своём творчестве возрождает некоторые приёмы, используемые в литературе ранее,
давая вызов традиционности. При этом он использует обороты уже известные в словотворчестве, но успешно их применяя даёт им новую жизнь. Благодаря творчеству Велимира Хлебникова особое внимание получают «Звёздный» и «заумный» языки.
Слайд 21
Во-первых, Хлебников, в словотворческих аспектах подобно древнерусскому "опрощению"
церковнославянского языка, а в других аспектах подобно пушкинскому стилистическому
"индифферентизму", создает как бы новый литературный язык, используя равно и разговорный, и старый литературный.
Во-вторых, Хлебников не мыслит свое детище как просто поэтический язык, он мыслит его именно как язык культуры и, пусть в отдаленном будущем, язык народа, не говоря уже о "звездном языке", который не входит сейчас в границы нашего рассуждения.