Слайд 2
Вспомнить:
С какими историко-литературными эпохами мы знакомились на
предыдущих уроках?
Слайд 3
Знать:
1.Особенности классицизма как литературного направления: концепция человека, картина
мира, концепция прекрасного в культуре эпохи классицизма.
2. Основные правила
классицизма.
3. Классицизм в живописи, архитектуре, скульптуре, садово-парковом искусстве.
Слайд 4
Вспомните, какую страну считали культурным центром Европы в
эпоху Возрождения?
Почему именно Франция, а не Германия, не Италия
становится родиной классицизма?
Слайд 5
Создатель французского абсолютизма, выдающийся политик,
волевой и высокообразованный
человек - кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси.
Слайд 6
Искусство
стало частью идеологии
Слайд 7
Его называли “король-солнце”.
Классицизм сложился в XVII
веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.
Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов.
Слайд 8
Классицизм – это художественная система, которая сложилась
не только в литературе, а и в живописи, архитектуре,
садово-парковом искусстве, музыке.
Слайд 9
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:
1. Укрепление абсолютной монархии, монарх –
воплощение разумного.
2. Высшим достоинством человека провозглашено исполнение долга, служение
государственной идее.
Слайд 10
Как относились к античному искусству художники эпохи Возрождения
и классицизма?
Античное искусство
Возрождение
Классицизм
-уважение к человеку;
-воспевание переживаний, чувств, любви.
-логика;
-гармония;
-разум человека.
Слайд 11
Рационализм Декарта:
“Мыслю, следовательно, существую”.
ФИЛОСОФСКАЯ
ОСНОВА КЛАССИЦИЗМА:
С
возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.
Основа
всего – разум, прекрасно лишь то, что разумно.
Слайд 12
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА:
1. Строгое деление на жанры.
2. Логическая
стройность произведения: три единства.
3. Основной конфликт: личные и гражданские
интересы, чувство и долг.
4.Наследование античности как образцу.
5.Герои «одной страсти», “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.
6. Исключалось использование простонародного языка.
Слайд 14
Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых
событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в
слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.
Слайд 15
1.Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых
событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в
слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.
2. Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство.
3.Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Слайд 16
Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала
XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского
значит «образцовый».
Особенности:
обращение к античной культуре как к образцу;
декларирование идеи совершенного общества;
преимущество долга перед чувством;
возвеличивание разума и рациональности;
подчинение человека государственной системе.
Запомни!
Слайд 17
Теоретики классицизма
Н. Буало-Депрео
Мольер
Слайд 18
Версаль – резиденция французских королей
Для французского классицизма было
характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец
и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.
Версаль – абсолютная власть красоты
Слайд 20
Классицизм в архитектуре
Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма.
Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма
сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира.
Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.
Слайд 21
Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание на
эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных ансамблей.
ПЕТЕРБУРГ
Слайд 22
Скульптура классицизма
Как вы думаете, что в скульптуре Петра
Великого символизируют:
Вздыбленный конь.
Россию, которую реформы Петра превратили в
мощное государство.
Цельный камень в виде огромной волны.
Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю.
Змея, которую попирает конь Петра.
Противники петровских реформ.
Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость.
Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.
Этьен-Морис Фальконе. Памятник Петру Первому
Слайд 23
Обратите внимание на один из основных художественных приемов
классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ)
В
основе самого крупного Петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Победить льва ему помогает Бог. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.
Слайд 24
Садово-парковое искусство
Сады и парки, подобные Версалю и Петергофу,
называются регулярными: их удивительная красота сотворена по законам гармонии,
симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого.
Слайд 25
Живопись классицизма
Никола Пуссен
Жак Луи Давид
Слайд 26
Проверь себя
Кому принадлежат эти слова: “Государство – это
я”?
Назовите автора утверждения “Мыслю, следовательно, существую”
Под каким
именем в романе Дюма изображен Арман Жан дю Плесси?
Кого называли Королем-Солнцем?
Кто считал, что “задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”?
Почему аллеи версальского парка соотносятся не под прямыми углами, а расходятся от центра, как спицы колеса?
Кто так писал о рифме «Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно»?
Слайд 27
Проверь себя:
1.Классицизм –
искусство строгой дисциплины формы и
содержания.
2.Исторические рамки классицизма:
17-начало 19 века.
3.Причины появления нового направления
в искусстве:
кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовал бы созданию мощного государства.
4. Родина классицизма:
Италия –Франция.
5. Теоретик классицизма:
Николо Буало
6. В каком произведении воплощены художественные принципы классицизма?
«Поэтическое искусство»