Слайд 2
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы
напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Словесность наша явилась вдруг
в XIII веке.
А. С. Пушкин
Слайд 3
Какое из этих зданий относится к классицизму? Докажите.
Вспомните
черты классицизма.
Слайд 4
А. Лосенко. Владимир перед Рогнедой
Слайд 5
И.Никитин.
Портрет напольного гетмана
Слайд 6
Д.Левицкий. Портрет Демидова
Слайд 7
Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять
сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи
с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
Слайд 8
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но
строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует
закон, взыскательный и жесткий.
Bы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало
Слайд 9
Что характерно для классицизма:
Основное свойство — обращенность к
образам и формам античного искусства как классическим и идеальным
образцам.
В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе».
Слайд 10
Основной лозунг классицизма XVII-XVIII веков — подражание природе,
где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам.
Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум).
Слайд 11
Черты классицизма в литературе:
культ разума;
художественное произведение организуется как
искусственное, логически построенное целое;
строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;
жизненные явления преобразуются
так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;
человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;
подчеркивается объективность повествования;
активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
Слайд 12
Герои произведения классицизма
Герои четко делятся на положительных и
отрицательных, ясно выражена авторская оценка.
Каждый герой — носитель
какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Слайд 13
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа— стереотип характера,
который переходит из пьесы в пьесу.
Например, амплуа классицистической
комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:
героиня — герой-любовник — второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Слайд 14
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
Но забывать нельзя, поэты, о
рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Слайд 15
Требования к классицистической композиции
В пьесе, как правило, 4
акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка.
Особенности
экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.