Слайд 2
Лиро - эпические произведения
Лиро – эпический жанр -
вид литературно художественного произведения, сочетающее признаки эпоса и лирики.
К лиро - эпическому жанру относятся поэмы, романы в стихах и баллады.
Среди произведений Лермонтова это: “Мцыри”, “Демон”, “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Слайд 3
Поэма “Мцыри”
Произведение написано М.Ю.Лермонтовым в 1839 году.
Образ
Мцыри — оригинальное создание Лермонтова. Мцыри свойственно стремление к
яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнета и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя..
Слайд 4
В поэме «Мцыри» автор воплощает патриотическую идею. Не
случайно в первоначальном эпиграфе к произведению говорится, что у
человека только одно отечество. Названная идея сочетается в поэме с идеей свободы. Обе идеи сливаются в одну. Любовь к родине и жажда воли — вот причины побега Мцыри. Монастырь для него — тюрьма. Привычные кельи душны и отвратительны. Мцыри руководит желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы».
Проблематика поэмы: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать свое стремление к ней.
Слайд 5
Поэма “Демон ”
Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» (1829 -1839)
по праву считается вершиной русской романтической поэзии.
Главные
герои : Демон и Тамара.
Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон - не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление.
Слайд 6
В поэме перед нами Демон предстает
в 3-х образах.
Первый – это скучающий, уставший от
свершения зла демон.
Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».
Третий образ. Лермонтов показывает это красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
Слайд 7
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова”
«Песня про царя Ивана Васильевича...» —
историческая поэма, написанная в 1837 году.
Главные герои — купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич.
Песня про царя Ивана Васильевича…» написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет.
Слайд 8
В «Песне» поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде
всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть
и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это еще одна нравственная проблема — наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.
Слайд 9
В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне...»
торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых
каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность.
В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту.