Слайд 2
Создание поэм и повестей в стихах: Н.Тихонов («Киров
с нами», 1941), В.Инбер («Пулковский меридиан», 1941-1943), М.Алигер («Зоя»,
1942), О.Берггольц («Ленинградская поэма», 1942).
Высшее достижение – поэма А.Твардовского «Василий Теркин» (1941-1945).
Жанры прозы военных лет - статья, очерк, рассказ. Главенствующий жанр – очерк.
«Циклы рассказов – «Морская душа» (1942) Л.Соболева, «Севастопольский камень» (1944) Л.Соловьева, «Рассказы Ивана Сударева» (1942) А.Толстой.
Слайд 3
Героико-патриотические повести - «Радуга» (1942) В.Василевской, «Дни
и ночи» (1943-1944) К. Симонова, «Волоколамское шоссе» (1943) А.Бека,
«Народ бессмертен» В.Гроссмана.
Главный герой – мужественный борец с фашизмом.
Годы войны – неблагоприятное время для романного жанра.
Всплеск национального самосознания, обращение в прошлое в поисках исторических аналогий. «Генералиссимус Суворов» (1941-1947) Л.Раковского, «Порт-Артур» (1940-1941) А.Степанова, «Батый» (1942) В.Яна и т.п.
Слайд 4
Драматургия в годы войны.
Главенство патриотической темы.
Август 1942
г. публикация в «Правде» пьес Александра Корнейчука «Фронт» и
Константина Симонова «Русские люди».
Особый успех и личное одобрение «Фронта» А.Корнейчука.
1942 г. написание пьесы «Нашествие» Леонидом Леоновым.
1943 г. - притча-сказка «Дракон» Евгения Шварца.
Изображение в пьесе тоталитарного общества: в стране, где долгое время правил Дракон, люди так привыкли к насилию, что оно стало казаться нормой жизни. После уничтожения Дракона странствующим рыцарем Ланцелотом народ оказывается не готов к свободе.
1944 г. – постановка «Дракона» известным театральным режиссером Н. Акимовым. Запрещение спектакля.
Слайд 5
Антифашистская книга М.Зощенко «Перед восходом солнца».
1943 г. –
Совещание литераторов с подведением итогов двухлетней работы писателей в
условиях войны, обсуждение главнейших задач литературы и путей ее развития.
Возобновление планомерного идеологического давления на писателей под маской борьбы с пессимизмом в искусстве.
В годы войны не были созданы художественные произведения мирового значения, однако будничный, каждодневный подвиг русской литературы, ее вклад в дело победы народа над опасным врагом колоссален.
Слайд 6
Литература послевоенного времени.
Репрессии, возобновление наступления на личность, на
интеллигентность.
Постановления ЦК ВКП (б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”
( 14 августа 1946), “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”( 26 августа 1948).
Содержание постановлений:
- декларативные призывы создавать высокоидейные художественные произведения о трудовых свершениях советского народа.
- обвинение деятелей искусства в пропаганде буржуазной идеологии,
- несправедливые, оскорбительные оценки творчества и личности Ахматовой, Зощенко и др. писателей.
Слайд 7
«Теория бесконфликтности» в литературе.
Появление конъюнктурных пьес «Русский
вопрос» К.Симонова, «Голос Америки» Б.Лавренева, «Миссурийский вальс» Н.Погодина, «Зеленая
улица» А.Сурова, «Московский характер» А.Софронова.
Отличительные черты литературы, официально пропагандировавшейся административно-командной системой в период 1945-1949 гг.:
-надуманные сюжеты,
-схематизм в трактовке образов,
-обязательное восхваление советского
образа жизни и личности Сталина.
Слайд 8
Ведущие жанры прозы послевоенного времени – повесть, роман.
Романы
М.Шолохова «Они сражались за Родину», А.Фадеева «Молодая гвардия»
(1945).
Повесть Э.Казакевича “Звезда” (1947), роман Л.Леонова “Русский лес” (1953).
Слайд 9
Литература в годы «оттепели».
1953 г. – оживление литературного
процесса после смерти Сталина. Начало процесса демократизации культуры.
Борьба против лакировки, парадного показа действительности, надуманности сюжетов и характеров.
1953 г. статья В.Померанцева «Об искренности в литературе в журнале «Новый мир».
1954 г. повесть «Оттепель» Ильи Эренбурга, вызвавшая бурную дискуссию. Название ее отразило суть перемен.
II Съезд писателей (1954) и реабилитация творчества Ю. Тынянова и М. Булгакова.
Слайд 10
XX съезд КПСС и разоблачение сталинизма (1956). Доклад
Н.С.Хрущева «О культе личности и ее последствиях».
Обновление, надежды. Вступление
в жизнь нового поколения интеллигенции - « шестидесятников».
Новое осмысление событий Великой Отечественной войны. Утверждение «окопной правды», смена ходульных героев, обыкновенными, рядовыми людьми, вынесшими на своих плечах всю тяжесть войны.
Публикация книг Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962); Г. Бакланова «Южнее главного удара» (1958), «Пядь земли» (1959); К.Симонова «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964); С.Смирнова «Брестская крепость» (1957-1964).
Слайд 11
Новое звучание военной темы в первом программном спектакле
театра «Современник» «Вечно живые» 91956) по пьесе Виктора Розова.
Особое
звучание проблемы молодежи, ее идеалов и места в обществе.
Выражение кредо этого поколения в повести Василия Аксенова «Коллеги» (1960).
Возникновение новых изданий: журналов «Молодая гвардия» А. Макарова, «Москва» Н. Атарова, альманахов «Литературная Москва» и «Тарусские страницы» и др.
Публикация стихов А.Ахматовой и Б.Пастернака, издание запрещенных книг И.Бабеля, Б.Ясенского.
26 декабря 1962 г. – Вечер памяти М.Цветаевой в Большом зале ЦДЛ.
Поэтический бум. Сентябрь 1956 г. – впервые во многих городах проведение Всесоюзного дня поэзии.
Слайд 12
«Оттепельная» проза.
1955 г. –
публикация в «Новом мире» романа Владимира Дудинцева «Не хлебом
единым». Споры по поводу романа.
Значительное произведение русской литературы второй половины XX века роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (1955).
Одно из самых значительных достижений «оттепельной» прозы – повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (журнал «Новый мир»,1962).
Январь 1963 г. – «Новый мир» напечатал рассказы А.Солженицына «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка».
Союз писателей выдвинул Солженицына на Ленинскую премию.
Слайд 13
Новый тип героя в произведениях о Великой Отечественной
войне.
Повести: Ю.Бондарева “Батальоны просят огня”, В.Быкова “Журавлиный
крик”. Трилогия К.Симонова “Живые и мертвые”, “Солдатами не рождаются”, “Последнее лето”. Роман В.Гроссмана “Жизнь и судьба”.
Опубликование романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита” в журнале “Москва” (1966).