Слайд 2
Литература раннего западного Средневековья
Рассказы о жизни святых —
агиографии.
Энциклопедические, научные и историографические труды.
Мифология , героический эпос,
сага.
Слайд 3
Героический эпос
Героический эпос как целостная картина народной жизни
был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал
в художественной культуре Западной Европы важное место.
Песни о богах и героях заменяли варварам историю.
Самый древний — ирландский эпос.
Слайд 4
сага
Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней
исландии.
Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать».
Складывали саги скандинавские поэты IХ-ХII вв. — скальды.
Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
Слайд 5
Эдды
Собрание этих саг дошло до нас в виде
двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».
Старшая Эдда
— это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.
Младшая Эдда — это пересказ древнегерманских мифов и сказаний.
Слайд 6
Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально
был богом войны.
Слайд 7
Второй по значению — бог грозы и плодородия
Тор.
Слайд 8
Третий — зловредный бог Локи.
Слайд 9
А самый значительный герой — богатырь Сигурд.
Слайд 10
В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские
эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие
и которое всем приносит несчастье.
Слайд 11
Ирландская Сага
Саги получили распространение и в Ирландии —
самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это
была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).
Слайд 12
В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические
приключения героев происходят на фоне исторических событий.
Слайд 14
Литература Романской эпохи
ХI-ХII вв.
Основные жанры:
«ученая» церковная
литература;
рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
Слайд 15
Героический эпос
В германском эпосе «Песнь о нибелунгах»,
есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены
события Великого переселения народов IV-V вв.
В основу событий героического эпоса, прославляющего богатырскую силу и подвиги главных героев, положены реальные исторические события, которые переплетаются с вымыслом.
Слайд 16
«Песнь
о нибелунгах»
Есть и реальное историческое лицо —
грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго,
безвольного Этцеля.
Слайд 17
«Песнь о нибелунгах»
Действие поэмы переносит нас в мир
придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.
Слайд 18
. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид,
юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.
Он смел
и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.
Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.
Слайд 19
Куртуазная литература
(от фр.— учтивый),
Главными темами светской рыцарской,
или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были
любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
Слайд 20
Литература Готического периода.
Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии
Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к
миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.
Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции,
миннезингеров в Германии.
Слайд 21
Трубадур
Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество»
приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились.
Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.
Слайд 22
Труверы
Труверы -французские - придворные поэты-певцы .
Родилось и
искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились
бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
Слайд 23
Миннезингеры
Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в
переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как
и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
Слайд 24
Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в
Провансе .
Подразделялась на следующие жанры:
алъба —
поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания;
пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой;
сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ;
тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).
Слайд 25
К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических
произведений?
Встретил пастушку вчера я,
Здесь у ограды блуждая.
Бойкая,
хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная
Чепчик — от ветра прикрыться.
Я не ворчун и не злослов,
А наглецам бы не прощал.
Господь, помимо всех даров,
Рассудок человеку дал,
Чтоб скромным быть. Но не таков
Любой из золотых мешков:
Из грязи в графы прет нахал, —
Уже и замок отмахал!
Короны есть, но нет голов,
Чтоб под короной ум блистал.
О славе дедовских гербов
Маркиз иль князь радеть не стал.
А у баронов при дворах
Я бы от голода зачах:
Хоть богатеет феодал,
Пустеет пиршественный зал.
Слайд 26
Боярышник листвой в саду поник,
Где дона с
другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый крик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал...
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Бертран, пусть был бы выбор вам предложен:
Отречься от изысканных утех
Любви, забыв про прежний свой успех,
Иль больше не вытаскивать из ножен
Меча, притом что Дама-то как раз
Лишь воина ценить и будет в Вас,
Что предпочтете? Мой вопрос несложен
На вид, но в нем всей жизни смысл заложен.
Мой путь в любви, Сорель, был столь тревожен,
Чинили дамы столько мне помех,
Что я оставлю с радостью их всех;
Мне кажется, ваш самый тезис ложен:
Ведь от любви отказ - от мук отказ,
Меж тем как список славных браней нас
Украсит, и он может быть умножен;
Иной ответ, пожалуй, невозможен.
Слайд 27
В конце XII в. поэтов занимали больше не
лирические стихи, а полные всяких авантюр стихотворные поэмы —
рыцарские романы. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура.
Слайд 28
Но самым популярным был роман о трагической любви
— «Тристан и Изольда».
Роман о Тристане имеет много
каждый автор вносил в роман свои детали.
Слайд 29
Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в
музыкальном творчестве Рихарда Вагнера, которого вдохновили сюжеты эпоса «Песнь
о нибелунгах» и «Валькирии»
Слайд 30
Городская литература Готического периода.
С развитием городов появились и
новые формы литературных произведений.
Светская городская литература позднего Средневековья представлена
следующими жанрами:
во-первых - фаблио и шванки - реалистическими стихотворными новеллами;
во- вторых - лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства,
в - третьих - народными сатирическими поэмами,
в – четвертых –баллады.
Слайд 31
Городская литература Готического периода.
В отличие от куртуазной городская
поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные
новеллы,
которые во Франции назывались фаблио,
а в Германии — шванк,
были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.
(фаблио «О Буренке, поповской корове» ).
Слайд 32
Лирическая поэзия вагантов
(от лат. vagantez — бродячие
люди),
воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития
и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.
Слайд 33
Нищий студент
Я кочующий школяр... На меня судьбина свой
обрушила удар, что твоя дубина.
Не для суетной тщеты, не
для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье.
На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.
К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.
Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.
А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.
Слайд 34
Народные поэмы
(«Роман о Лисе»).
В XII
в. появляются народные поэмы, созданные на основе устного народного
творчества — фольклора.
Слайд 35
Баллады
В Англии были популярны баллады о Робин Гуде
— благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.
Слайд 36
Баллада о благородном рыцаре Айвенго
Слайд 37
Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях
У.
Шекспира, и В. Скотта.