Слайд 2
Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в
России
1.Три революции ( 1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,)
2. Русско-японская
война 1904-1905 гг.
3. Первая мировая война 1914-1918 гг.
4. Гражданская война 1918 -1921гг.
Слайд 3
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего,
что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться
социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная".
Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п.
Иннокентий Анненский
Слайд 4
Внутриполитическая обстановка
Три политические силы, которые противоборствовали между собой:
Защитники
монархизма;
Сторонники буржуазных реформ (либеральные реформы «сверху»; «социальный переворот, какого
еще не видела Россия» . П.А.Столыпин)
Идеологи пролетарской революции (перемены путем «ожесточенной кипучей войны классов, которая называется революцией». Ленин)
Слайд 5
Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание,
казалось, постигло все тайны мира. Отсюда вера в силу
человеческого разума, возможность покорения природы. «Природа не храм, а мастерская…»
Слайд 6
Значительные научные открытия:
- открытие рентгеновских лучей;
- определение массы
электрона;
- исследование радиации;
- создание квантовой теории;
- изобретение беспроволочной связи;
-
периодическая система химических элементов…
Слайд 7
Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.
Это привело к поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности
основами духовной жизни.
«Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму (Шопенгауэр, В.Соловьев)
Слайд 8
Поэт-философ Д.Мережковский
писал: «Это время самого крайнего материализма и
вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба
двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»
Слайд 9
Философская мысль начала 20 века.
В поисках объяснения происходящих
в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной
мысли:
«Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…»( А.Волынский)
Слайд 10
Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к
насилию породила неорелигиозные искания эпохи.
Проповедям классовой ненависти были противопоставлены
христианские заветы Добра, Любви, Красоты. Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества.
«Религиозный ренессанс».
Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.
Слайд 11
Идеи Ницше. Обличал христианство как помеху на пути
личности к её сверхчеловеческому состоянию.
«Бог умер!» Ницше утверждал, что
вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни»…
Слайд 12
Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских
идей. Новая литература призвана была стать способом постижения истины,
установления мировой гармонии.
Слайд 13
Темы и герои реалистической литературы
Тематический спектр произведений реалистов
рубежа веков, несомненно, шире, в отличие от их предшественников.
Для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем.
Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты
Слайд 14
А. Куприн
И.А. Бунин
Евгений Замятин
Слайд 15
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Значительно обновились в
начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы.
Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести.
Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
Слайд 16
МОДЕРНИЗМ
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным
явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по
своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.).
Но в целом по философско- эстетическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в.
Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный век русской культуры.
Слайд 17
Декаданс
В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой
гибели мира, обреченности, упадка, поэтому многие годы модернизм отождествляли
с декадансом (от лат. упадок).
Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Слайд 18
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое
отечество –
Моя пустынная душа.
К.Бальмонт
Слайд 19
Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения
человечества.
Главное, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма,
была установка на преобразующую силу творчества.
Такая установка была чужда писателям-реалистам.
Острая полемика, эстетическая борьба между реализмом и модернизмом характерна для рубежа веков,... хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
Слайд 20
Споры о литературе имели внелитературное значение
«Чистому искусству» было
противопоставлено искусство «полезное».
Ленин вводит принцип «партийной литературы», которая «не
может вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»
Слайд 21
Ленин. «Партийная организация и партийная литература» 1905
Каждый писатель,
литератор рассматривался лишь как представитель определенного класса, приверженец тех
или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций.
Сама литература понимается как «дело», как форма агитации и пропаганды.
«Литература должна стать придатком политики, орудием борьбы, «винтиком» одного-единого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Свобода буржуазного писателя есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»
Слайд 22
«...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку
вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она
у вас, - вы враги прогресса, вы наши враги».
В.Брюсов
Слайд 23
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.
Она
стала программой всей советской литературы, она стала причиной того,
что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или изгнанными из родной страны.
Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
Слайд 24
«Серебряный век» не был «Оборван в 1917 году,
а жил и после него в скрытых формах в
поэзии Ахматовой, Цветаевой, в творчестве Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Слайд 25
Писатели-реалисты
Андреев Леонид Николаевич
Арцыбашев Михаил Петрович
Бунин Иван Алексеевич
Вересаев Викентий
Викентьевич
Горький Максим
Зайцев Борис Константинович
Замятин Евгений Иванович
Короленко Владимир Галактионович
Куприн Александр
Иванович
Ремизов Алексей Михайлович
Толстой Алексей Николаевич
Толстой Лев Николаевич
Чехов Антон Павлович
Шмелев Иван Сергеевич
Слайд 26
Сатирическая
литература («сатириконцы»)
Аверченко Аркадий Тимофеевич
Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак)
Дон
Аминадо (Аминад Петрович Шполянский)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
Черный Саша (Александр
Михайлович Гликберг)
Слайд 27
Писатели, не входившие в литературные группировки
Розанов Василий Васильевич
Ходасевич
Владислав Фелицианович
Цветаева Марина Ивановна
Черубина де Габриак ( Васильева Елизавета
Ивановна)
Чулков Георгий Иванович
Слайд 28
Литературные критики
Боровской Вацлав Вацлович
Волынский Аким Львович
Иванов-Разумник (Разумник Василий
Иванович)
Луначарский Антон Васильевич
Плеханов Георгий Валентинович
Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков Николай
Васильевич)
Шкловский Виктор Борисович
Эйхенбаум Борис Михайлович
Слайд 29
Заключение
Модернисты и реалисты не принимали друг друга и
вступали в острую полемику между собой. Но имея разные
принципы, они обогатили литературу талантливыми произведениями.