Слайд 2
Еще ни одно произведение русской классической литературы не
обошлось без того, чтобы так или иначе не осветить
бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих – патриотизмом, для четвертых – материнством. Но так или иначе, никто не отказывал своим героям в счастье любви.
Слайд 3
Любовь, прощение - понятия не столько христианские, сколько
общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали. Для Михаила
Булгакова они - образующие принципы, лежащие в основе его романа.
Слайд 4
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так
поражает молния, так поражает финский нож!»
Это слова Мастера о его встрече с Маргаритой. Мы видим, что их чувство – это любовь с первого взгляда. Она приносит не только радости, но и горести, недаром сравнивается с убийцей. Но все же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой, как удар финским ножом в темном переулке.
Слайд 5
Маргарита любит Мастера, Мастер - Маргариту, им помогает
Дьявол - все это стало общим местом и не
нуждается в комментариях.
Однако нуждается в комментариях следующее событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!"
Слайд 6
Дело в том, что настоящая небесная любовь поэтов
посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она
поселяется в сердцах, и все последующее не к тому, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга.
Слайд 7
Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он
смешит, но смех его не саркастичен, а исполнен такого
юмора, которым одинаково удобно осмеивать и дураков, и умных. Вся ненависть, месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол.
Слайд 8
Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.
Всепрощение настигает каждого неотвратимо, как судьба: и Коровьева-Фагота, и
Бегемота, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу Маргариту. Писатель показывает нам, что любовь земная - это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, но любовь, настигшая вас, возникшая "как убийца из-за угла", поражает в самое сердце и навсегда.