Слайд 3
Лицейский период
В лицее Александр Сергеевич Пушкин пережил свою
первую, трепетно-возвышенную любовь, которая принесла ему много страданий. Катенька
Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила с матерью в Царском Селе. В неё были влюблены Пушкин, Пущин, Малиновский. По скромности своей, Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью.
Екатерине Павловне Пушкин посвятил своё стихотворение “Желание” (1815 -1816).
Слайд 4
Медлительно влекутся дни мои.
И
каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви,
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слёзы лью; мне слёзы утешенье;
Моя душа, пленённая тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя, Исчезли в тьме, пустое привидение;
Мне дорого любви моей мученье, -
Пускай умру, но пусть умру любя!
Слайд 5
Период южной ссылки
Особенно отличается поэтической
зрелостью, подлинностью любовная лирика Пушкина периода южной ссылки. Чувствуется
непосредственность, живость любовных переживаний. Кроме того, любовной лирике этого периода присущ особый психологизм, причем ярко выраженный. Взять хотя бы стихотворение «Простишь ли мне ревнивые мечты...», посвященное Амалии Ризнич:
Слайд 6
Хочу ль бежать: с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор —
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Слайд 7
В этот период и были написаны Пушкиным южные
поэмы. Они также пронизаны психологизмом, в них поэт также
пытается постичь глубину любовных переживаний.
Герой поэмы “Кавказский пленник”(1822 г.) жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — в край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен:
Слайд 8
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и лире...
Свершилось... целью
упованья Не зрит он в мире ничего...
Он раб... И жаждет сени гробовой.
Благодаря любви молодой черкешенки, наш герой получает возможность обрести свободу. “Ты волен,— дева говорит,— беги”. Из-за безответной любви гибнет “дева гор”, но, все поняв, наш герой ни слезинки не роняет. Душа его холодна. Безответна.
“Цыганы” мы видим подобный характер. Поэма написана в 1824
году. Она является завершением романтического цикла произведений Пушкина. Время написания поэмы совпадает с очень важными событиями в жизни автора. Начатая на юге в январе 1824 года, поэма закончена в Михайловском 10 октября.
В основу «Цыган», как и других «южных поэм», легли собственные наблюдения и впечатления поэта. Однако автобиографический элемент выступает здесь в новом качестве. Он проявляется в совмещении жизненных ситуаций автора и героя: странствования Пушкина с цыганским табором в Молдавии летом 1821 года становятся подосновой истории героя, что акцентируется совпадением имен (Александр-Алеко). Автобиографическое начало определяет характер лирического повествования: сходство мыслей поэта и героя — оба они отрицают «неволю душных городов», «оковы просвещенья».
Слайд 10
В Петербурге в 1818-1820 гг.
Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими.
Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне,о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.
В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз».
Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа
Слайд 11
Киселёва (Потоцкая)поэтически описывала «фонтан слёз».Этот поэтический образ запёчатлён
и в стихотворении «Фонтан любви...».
Слайд 12
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар
тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические
слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль...
Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочел я дальнoй;
Но о Марии ты молчал...
Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?
Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?
В "Бахчисарайском фонтане" Пушкин выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану.
Слайд 13
Михайловский период и последние года жизни.
Любовная
лирика Михайловского периода во многом напоминает стихи этой тематики,
написанные в южный период
Любовь у Пушкина - это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека. Но все же после южной ссылки ощутим возраст поэта: он повзрослел, и стихи его теперь отличаются большей зрелостью и лиризмом.
Слайд 14
6 сентября. 1823года.
Пушкин только что приехал из
Кишинёва в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой
Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на Пушкина большое впечатление. Граф Соллогуб писал: “Екатерина Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто
такою мягкою, очаровательную, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё”.
Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке.
Он носил почти постоянно этот перстень (по поводу которого написал своё стихотворение “Талисман”).
Елизавета Ксаверьевна Воронцова
Жена М.С. Воронцова, урожденная графиня Браницкая.
Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину.
Знакомство Е.К. Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К. Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта.
Слайд 15
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни
гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был
мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1825 год.
Слайд 16
Анна Оленина
1827 год. Пушкин возвращается в Москву. Но
Москва не та, да и сам
поэт не тот, уставший от жизни, от нескончаемых скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни.
Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей чуть перевалило за первое десятилетие. А сейчас он увидел двадцатилетнюю красотку, умную и блестящую. И, увидев ее, влюбился.
Красавице льстило, что гений припал к ее ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ.
Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как результат данной неразделённой любви – бессмертные строки…
Слайд 17
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе
моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не
тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть иным.
Слайд 18
В 1819 году на званом вечере в доме
Оленина в Петербурге Пушкин встретился с молодой красавицей А.
П. Керн. На юного поэта эта встреча произвела глубокое впечатление. Летом 1825 года А. П. Керн приехала в гости к своей тетушке П. А. Осиповой, усадьбу которой в Тригорском Пушкин регулярно посещал. Встретив здесь А. П. Керн, поэт вспомнил о старом, мимолетном знакомстве. А когда 19 июля 1825 года Анна Петровна уезжала из Тригорского, Пушкин приехал и вручил ей на прощание эти стихи. А. П. Керн обратила внимание на некоторое замешательство поэта в момент их вручения.
Замешательство поэта не было случайным. Пушкин не хотел, чтобы эти стихи воспринимались биографически-приземленно, как портрет Анны Петровны Керн и как описание истории их отношений. Житейские факты, явились для Пушкина лишь первотолчком к созданию стихотворения о святыне любви и ее роли в судьбе человека. Ведь обращены они к «гению чистой красоты» — образу высокому, небесному, взятому Пушкиным из стихотворения Жуковского «Лалла Рук».
А.П.Керн – поэтическая муза Пушкина.
Слайд 19
Керн Анна Петровна.
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась
ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях
грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1825 год.
Слайд 20
Н.Н.Пушкина
ЛЮБОВЬ
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто
тринадцатой любовью.
Но те увлечения, те порывы страстей, которые
волновали его раньше, не были
тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая
молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели
им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.
“Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”.
Слайд 21
Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал
предложение.18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у
Никитских ворот,
Пушкин и Натали были обвенчаны…
Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену. Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его
идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении
“Мадонна”, посвящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике,
изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он
преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
«Моя МАДОННА»
Слайд 22
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда
желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая
важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, -
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830 год.