Слайд 2
Усадьба
Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют
о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к
реальности:
Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть» ;
Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» . Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.
Печать серости, скудности, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы.
Слайд 3
Обстановка дома
Под стать дому была и обстановка в
нем: «В его доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной
стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею». На стол вместе с дорогим подсвечником «из темной бронзы с тремя античными грациями» подавался вечером «медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Но этого, казалось, не замечал ни сам Манилов, ни его жена, ни слуги: для них это было в порядке вещей.
Слайд 4
Кабинет
Особенно детально Гоголь дает описание кабинета – места,
где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой
небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой». На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года». Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками»
Слайд 5
Характер героя
Слабоволие Манилова подчеркивает и то, что
хозяйством у помещика занимается пьяница-приказчик.
Обобщенность, абстрактность, безразличие
к деталям — свойства миросозерцания Манилова.
Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности: "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост".
Помещик только занимался проектерством: мечтал но эти проекты не воплощаются в жизнь.
Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.
В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, - мертвая душа, «не то, не сё».
Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.
«Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.»
Слайд 6
Внешность Манилова
В лице Манилова «выражение не только сладкое,
но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский
доктор засластил немилосердно…».
Отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.
Слайд 7
Речь
Для Манилова речь - это
чистая поэзия, искусство для искусства. Поэтому он, не смея
понять слов Чичикова в прямом смысле, «ничуть не затруднился».Слащавая речь Манилова , стремящегося «наблюсти деликатность в своих поступках», «следить какую-нибудь этакую науку», претендующая на культурность, не только в ряде мест не отличается подлинно литературной формой, а обильно засорена словами-паразитами: «в некотором роде, знаете, так сказать». Весьма показательна бесцветность речи Манилова в беседе его с приказчиком. Тут перед нами бесхозяйственный и легкомысленный хозяин-мечтатель, далёкий от жизни своей усадьбы. Поэтому вся беседа построена так, что Манилов , не проявляя ни малейшей инициативы, лишь рабски повторяет слова своего нерадивого приказчика. В целом речь Манилова, буквально до каждой реплики включительно, является блестящим приёмом раскрытия этого характера.
Слайд 8
Основные занятия
Мы узнаем, ҹто основное занятие Манилова думать
и размышлять, однако меҹты его бесплодны и бессмысленны. Мысли
о постройке подземного хода или каменного моста над прудом для этого помещика кажутся гораздо более интересными, важными и возвышенными, ҹем приведение в порядок собственного хозяйства, где все пущено на самотек. Не знает он ҹем занимаются крестьяне, сколько их умерло.
Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же четырнадцатой странице.
Проводит основное время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления»
Слайд 9
Степень культуры
Сравнение Манилова со «слишком умным министром»
указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти,
типические черты которой — пошлая слащавость и лицемерие.
Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивает внутреннюю простоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость.
Манилов— западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена Манилова (Лизонька) изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети Манилова— Фемистоклюс и Алкид — получают домашнее образование; их имена, кроме того, заключают в себе героические претензии Манилова (Алкид — второе имя Геракла; Фемистокл — вождь афинской демократии).
Слайд 10
Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным.
Но
в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с
закладкой на 14-й странице.
Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре.
Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления.
Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди.
У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…
Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку», «как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одной кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать».
Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни Манилова: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами.
Слайд 12
Вывод
Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной
приятностью облика, деталями обстановки его поместья.
В Манилове
нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного.
Он – пустое место, ничто.
Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться.
Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти.
Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда.
Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление — «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.