Слайд 2
Русский Джек Лондон
Писатель в своих книгах рассматривает извечные
темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в
истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.
Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая.
Слайд 3
Ему близки сильные герои, люди действия.
Среди поколения растерянных
людей Вячеслав Дёгтев ценен тем, что не намерен сдаваться,
в самых невыигрышных условиях не падает духом.
Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, но они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.
Слайд 4
Для Вячеслава Дёгтева точкой творческого отсчета
стала эпоха хаоса, перестроечная неразбериха. Исчезла стабильность во всем,
даже в семье, даже в личных взаимоотношениях. Айсберг раскололся на мелкие льдинки, и каждая плыла в своем направлении.
Слайд 5
Писатель Юрий Бондарев называл Вячеслава Дёгтева
«летописцем жесткой эпохи», «рассказчиком от Бога», взявшим на себя
смелость и ответственность «безоглядно резко писать об окружающих нас трагических событиях».
Слайд 6
Вячеслав Дёгтев возвращает нас к сюжетной
литературе, к острой и занимательной фабуле. Он не боится
элементов мелодрамы, не боится налета сентиментальности в своих рассказах, ибо таков человек, а его писательская задача — показать человеку во всех контрастных характеристиках, каким он может быть в душе своей.
При всем разнообразии сюжетов прозаик Вячеслав Дёгтев был и остается певцом жизни.
Слайд 7
Родился на хуторе Карасилов Воронежской
области, в семье сельского кузнеца.
В 1979 закончил
Вяземский учебный авиацентр и стал лётчиком-истребителем.
В 1991 закончил московский Литературный Институт им. А. М. Горького, после чего вступил в Союз Писателей России. Выпустил 13 книг прозы. Лауреат премии «России верные сыны», премии имени Андрея Платонова, финалист национального конкурса «Бестселлер-2003».
Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 Публиковался в газетах и журналах: «Роман-газета», «Наш современник», «Юность», «Москва». В апреле 2005 попал в больницу с подозрением на инсульт и скоропостижно скончался.
Слайд 8
Сегодня он один из лучших рассказчиков России. Рассказы
— невыгодный жанр. Платят мало, в кинематограф с рассказом
не прорвешься. Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви.
Лишь отчаянные смельчаки не покидают и в зрелом возрасте пространство рассказа. Один из таких смельчаков — Вячеслав Дёгтев. Его рассказы — это азбука выживания русского человека в нынешней России.
Слайд 9
Рассказ – малая форма
эпической прозы.
В нём
обычно немного героев, и изображаются
одно-два события.
Слайд 10
Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны
были пережить ломку взглядов, убеждений и превратиться в нерассуждающие
и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.
По аналогии критик В. Бондаренко назвал героев В. Дёгтева “поколением растерянных людей”.
Слайд 11
Аналитическая беседа по рассказу “Выбор”.
Кого вы отнесете
к этому поколению, поколению “растерянных людей”?
Почему в начале
повествования нет собственных имен?
Почему герой рассказа ушел на войну?
- Какой художественный прием использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны?
- Какие еще изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя?
Слайд 12
- Почему на войне его стали называть “псом
войны”?
Ваше отношение к тому, что он убил труса
и был причастен к смерти московского
“ журналюги”?
- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? Что они значат?
Слайд 13
*Литературный прием, когда автор умышленно или
невольно берет образ, мотив, выражение из произведения другого автора,
называется РЕМИНИСЦЕНЦИЯ.
* В. Шекспир в исторической хронике «Юлий Цезарь» «псами войны» называл наемников.
(Юлий Цезарь: «Сейте смерть! Спускайте псов войны!»)
* В XX веке Фредерик Форсайт вынес эту реминисценцию в название романа «Псы войны», а в начале XXI века английский режиссер Нил Маршалл снял фильм «Псы войны» (2002).
Таким образом, реминисценция «псы войны» обозначает людей обозленных, идущих на любую жестокость ради денег.
Выражение «дикий гусь» в XX веке на западе означало наемника, выбирающего на какой стороне он будет сражаться.
Слайд 14
Рассказ В. И. Дёгтева «Выбор»
посвящен Юрию Бондареву.
Юрий Бондарев
принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в
литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”.
Ю. Бондарев – автор романов “Горячий снег”, “Берег”,
“Тишина”, “Выбор” и др.
Слайд 15
«Потерянное поколение» - это поколение людей,
которые победили сильного врага в годы
войны, но оказались бессильными в обыденной жизни.
Слайд 16
- Каким содержанием наполнена эта реминисценция в рассказе?
Человек
ожесточился, потерял чувство жалости и справедливости.
- Как попала на
войну героиня рассказа?
Слайд 17
Теперь обратим внимание на внешность героев:
У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого
цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.
Какой прием использует автор?
Слайд 18
Антитеза – стилистический приём контраста, противопоставления
явлений, понятий, положений, образов, состояний.
Слайд 19
Когда у появляются собственные имена у героев?
Почему он
так спешил в последнее время в полевую пекарню?
Почему
ему понравилась девушка?
- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная слабость или любовь?
- Легко ли ему было сделать предложение?
- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя?
Слайд 20
Лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем
повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:
Сапог...Сапог! Боюсь, что завтра...завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная.
Слайд 21
Парцелляция
- Выделение из предложения какого-либо члена предложения
– чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения:
“Ты только не говори. Береги силы. Потом мы с тобой наговоримся. И натанцуемся. Ты еще покажешь класс - в своих скрипучих сапожках-то…”.
- ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения
Слайд 22
Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает
сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом...”, “Ах, как я
счастлива, Ромка!”, “Знаешь что... Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: “Что? Замуж?”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)
Слайд 23
- Каково отношение автора к происходящему?
-Можно ли
назвать героя «псом войны» в конце рассказа?
Какова идея рассказа
«Выбор»?
Рассказ имеет открытый финал. Что это означает?
Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев?
Слайд 24
Общечеловеческие ценности:
любовь к жизни;
ненависть к войне;
самоопределение личности;
поиск истинной
и подлинной веры.
Слайд 25
- Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман
Юрия Бондарева?
Слово «выбор» однокоренное слову «выбирать», а оно означает
«отобрать для себя нужное, предпочитаемое». Также оно близко по значению словам «искать», «определяться». В. Дегтев часто использует в своих рассказах это слово. Это своеобразный лейтмотив его творчества.
Слайд 26
Самоопределение личности, поиск нравственных устоев – ведущие темы
прозы В. Дегтева.
Вывод: как бы ни была драматична
судьба человека на войне, как бы ни ломали его обстоятельства, в человеке должно сохраняться все человеческое. Любовь помогает Роману снова научиться верить людям и вернуться к нормальной жизни.
Слайд 27
«Русская душа:
памяти Вячеслава Дёгтева».
Слайд 28
В. Дегтев - лауреат международной Платоновской премии
“Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные
сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.
Слайд 29
В Воронеже прошел вечер памяти русского писателя Вячеслава
Дегтева
Слайд 31
В журнале “Москва”, рассказывая о своем
творчестве, Вячеслав Дёгтев написал: “В последнее время в своих
рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.