Слайд 2
Роль библейских глав
Своеобразие булгаковской «дьяволиады».
Тема совести
и веры человека
Проблема творчества в романе.
Слайд 6
Художественное целое булгаковского романа – это своеобразный перекресток
двух «миров» - «земного», содержащего в себе жизнь Москвы
30-х годов, и «библейского», включающего в себя персонажей, связанных с историей смерти Иешуа (Христа). Эти два мира пересекаются в своеобразном «третьем мире» - мире вечности.
«Троемирие»- основная философская концепция булгаковского романа – не открытие Булгакова. Как философская категория оно существует в трудах выдающегося украинского ученого Григория Саввича Сковороды.
Слайд 7
"Книга Жизни"
Булгаков переосмыслил евангельский сюжет.
Иешуа Га-Ноцри не
сын Божий,
а сын человеческий,
несущий высочайший моральный идеал
добра,
сострадательности и отваги
Слайд 8
В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не
просто свободный человек. Он излучает свободу, самостоятелен в своих
суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату: «Правду говорить легко и приятно». А правда Пилату как раз и не нужна.
Слайд 9
Почему, не желая гибели
"бродячего философа",
не веря
в его виновность,
Понтий Пилат
всё таки подписывает
распоряжение о
его казни?
Слайд 10
Роль библейских глав
В евангельских главах – своеобразном идейном
центре романа – поставлены важнейшие вопросы человеческого бытия, волнующие
людей во все времена, «вечные вопросы»:
Что есть истина?
Что такое добро и зло?
Человек и его вера.
Человек и власть.
В чём смысл человеческой жизни?
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Слайд 11
. Но нет и не может быть морального
выкупа за предательство. А в основе предательства, как это
почти всегда бывает, лежит трусость. «Трудность – крайнее выражение внутренней подчиненности», «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле. «…руки потер, как бы обмывая их…» - Здесь Булгаков имеет в виду следующее место из Евангелия от Матфея: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего…» Таким образом, этот жест символизирует в романе муки совести Пилата, сознание совершаемого им греха и символическое очищение от него
Слайд 12
__________________________________________
? Воланд ?
Соблазняет ,
искушает
Становится
Палачом
порока
Князь тьмы
Дьявол
Сатана
Черт
Слайд 13
Если Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой
и всем вообще распорядком на земле?»
Человеческую судьбу
и сам
исторический процесс
определяет
непрерывный поток истины,
следование высоким идеалам
справедливости, милосердия
Слайд 14
М.А.Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как
бы «конкретизирует» евангельскую легенду ( как он ее понимает
), помогая нам лучше ее осмыслить. Его Христос лишен ореола божественного величия, и тем не менее он вызывает уважение и любовь – такова притягательная сила его личности и суждений. Его смерть на кресте выглядит в романе не случайно, а вполне закономерной: он слишком добр, слишком свободен, чтобы жить в нашем греховном мире. А, значит, ему нет «места на земле». Как и его прообразу..
Слайд 16
«Он не заслужил света,
он заслужил покой»
Слайд 17
Что лежит в основе человеческого поведения – стечение
обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование определенным идеалам, идеям?
Слайд 18
Внутренний мир человека, его отношение к истине становится
в булгаковском романе силой, определяющей место этого человека в
этом мире
Слайд 20
Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности
человека за всё добро и зло, которые совершаются на
земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Выбираете вы, но, делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере»