Слайд 2
О ДРЯНИ
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали
дани.
Теперь
поговорим
о дряни.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Слайд 3
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и
спаленки.
И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка –
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!"
Слайд 4
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без
серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На "Известиях" лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"
1920-1921
Слайд 5
Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921
годах, когда оказалось, что не всё так гладко после
революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.
Слайд 6
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими
интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает
о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Но на деле он лишь скрылся за опереньем советской символики, в душе остался мещанином.
Слайд 7
Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и
опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. В конце
В. Маяковский стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм.
Слайд 8
Сатира и ирония в стихотворении
Поэт употребляет слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков
иронии. Он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи.
Слайд 9
Употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады,
крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Маяковский
разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность.