Слайд 2
Говоря о романе в целом Белинский отмечает его
историзм в воспроизведённой картине русского общества. "Евгений Онегин", считает
критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.
Слайд 3
Далее Белинский называет народность романа. В нём "
Евгений Онегин " народности больше, нежели в каком угодно
другом народном русском сочинении... Если её не все признают национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. " Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи ."
Слайд 4
По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа,
обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты;
личность поэта в них является любящею и гуманною. " Онегина " можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением " ,- утверждает критик.
Слайд 5
" Пушкин взял эту жизнь, как она есть,
не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений;
взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью " ,- отмечает Белинский. " Онегин " есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху . "
Слайд 6
В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению
критика, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов
его образования, его развития.
Слайд 7
"Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу
и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и
эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому только людьми, но и самим собою" .
Слайд 8
Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный
человек. Он не годится в гении, не лезет в
великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле, считает Белинский, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает критик, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Это было, по мнению критика, совершенно новое явление.
Слайд 9
Татьяна, по мнению Белинского, - существо исключительное, натура
глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или
величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины- ровное, светлое пламя; в противном случае- упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.
Слайд 10
По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий
Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать,
по этому что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина.
Слайд 11
Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к
перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так
удивило и поразило Онегина " . " Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет её идолом и страх его суда всегда будет ее добродетелью... Но я другому отдана, - именно отдана, а не отдалась! Вечная верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовью, в высшей степени безнравственны...