Слайд 3
Детство, отрочество, юность (1826 -1847)
Жизненные противоречия с
детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя
в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: “Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою”, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – “приготовить чиновника”.
Слайд 4
Вятская ссылка (1848 - 1859)
По окончанию лицея
Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил
в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести “Противоречия” “Запутанное дело”) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в “Отечественных записках”, и за “стремление к распространению революционных идей” в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его “Губернские очерки”.
Слайд 5
“Государственная служба: Министерство внутренних дел, вице-губернатор Рязани и
Твери
Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь
в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. “Я не дам в обиду мужика”, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали “вице-Робеспьером”. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В поисках ответа на вопрос, как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости народа, писатель подает в отставку (1868 г.) и целиком посвящает себя литературе. Итогом его раздумий данного периода стала “История одного города”.
Слайд 6
Последние годы жизни
Выйдя в отставку, Салтыков-Щедрин становится
вместе с Некрасовым во главе “Отечественных записок”. 16 лет
неустанного труда отдал он журналу, продолжая публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ самодержавия. В 1884 г. “Отечественные записки” закрыли. Последние 5 лет жизни писателя были особенно мучительными, он чувствовал себя одиноким, измученным тяжким недугом. Но продолжал писать. В “Сказках” сатира приобретает вселенский масштаб, это итог многолетних жизненных наблюдений писателя. Работал Салтыков-Щедрин до последнего вздоха и умирал “в полном смысле этого слова воином на поле битвы”. 8 апреля 1885 г. Салтыков-Щедрин скончался.
Слайд 7
“Суровая и требовательная любовь к России”.
В одной
из сказок Салтыков-Щедрин исповедует народную веру в торжество правды
и добра. Христос у него вершит на земле Страшный суд, в согласии с крестьянскими представлениями и христианскими идеалами. Несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера писателя в свой народ. “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” писал Щедрин. Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы.
Слайд 8
Нравственность – внутренние и духовные качества, которыми руководствуется
человек, правила, нормы поведения. (Словарь Ожегова)
Пороки – тяжелые
предосудительные недостатки, позорящие свойства
Комментарий – рассуждение, пояснение и критическое замечание по поводу чего-либо.
Родина – 1) отечество, родная страна;
2) место рождения
Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой, наделенное правами и обязанностями
Словарь
Слайд 9
«Сказки для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный
жанр политической сказки, в которой сочетаются
фантастика и реальная
злободневная политическая действительность».
Слайд 10
" Сказки " - это своеобразный итог художественной деятельности
Салтыкова - Щедрина
Из 32 сказок - 28 созданы
в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.
В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки " Премудрый пискарь " - от слова " писк " , т.к. рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк).
Сказки Салтыкова-Щедрина - это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.
Слайд 12
Сказки
“Вяленая вобла”
“Премудрый пискарь”.
“Дикий помещик”,
«Повесть о том, как один
мужик
двух генералов прокормил»
Сказка «Медведь на воеводстве»
Слайд 13
"Премудрый пискарь"
«В сказке «Премудрый пискарь» Щедрин зло
высмеял прячущегося от веяний живой жизни интеллигента, единственная цель
которого – подленькое «шкурное приспособление», желание выжить ценой отказа от человеческих чувств, стремлений и борьбы»
Слайд 14
«Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
В сатире Салтыкова – Щедрина
перед читателем возникает
«образ
страны страдающего,
но пассивного народа,
бессильного общества и
жестокой, деспотичной власти»
Слайд 15
“Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил”.
Слайд 16
«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
1869 год
Тема
Художественные приемы
Идея
Значение
Господа
Народ
Слайд 17
Что нового вы узнали о генералах из прочитанных
эпизодов?
Как в этих эпизодах характеризуется мужик?
Кто из героев и
почему любит и ценит себя?
Кто из героев и почему заслуживает уважения?
Слайд 18
Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли
он в себе черты русского народа? Какие?
Можно ли назвать
его идеальным героем?
Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?
Каково значение сказки? Против чего протестует автор?
Слайд 22
«Сказки Салтыкова иносказательны,
аллегоричны, в них всегда есть
подтекст.
«мораль», которая в иных случаях высказывается с полной определенностью,
в
иных же – только подразумевается и требует от читателя умелой расшифровки»
Слайд 24
1.О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?
2.Каковы же объекты
сатиры Салтыкова-Щедрина?
«Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть
детьми.
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.
Слайд 25
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:
а) ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое
высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
в) гипербола — чрезмерное преувеличение.
Слайд 26
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?).
Главная мысль сказки (зачем?).
Особенности сюжета. Как в системе действующих
лиц раскрывается основная мысль сказки?
Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам.
Сатирические приемы, использованные автором.
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Слайд 27
Роман «История одного города»
«Свое произведение выдал за найденные
в архиве тетради летописцев, будто бы живших в XVIII
в., а себе отвел лишь скромную роль «издателя» этих записок; царей и царских министров представил в образах градоначальников, а установленный ими режим – в образе города Глупова»