Слайд 3
Краткое содержание
Жизнь у Коняги непростая, всё что есть
в ней — это тяжёлая каждодневная работа. Работа та
равносильна каторге, но для Коняги и хозяина эта работа — единственная возможность зарабатывать на хлеб. С хозяином, правда, повезло: мужик зря не бьёт, когда совсем тяжело — окриком поддерживает. Он выпускает тощего коня пастись на поле, но Коняга пользуется этим временем чтобы передохнуть и поспать, несмотря на больно жалящих насекомых.
Слайд 4
Краткое содержание
Для всех природа — мать, для него
одного она — бич и истязание. Всякое проявление её
жизни отражается на нём мучительством, всякое цветение — отравою.
Мимо дремлющего Коняги проходят его сородичи. Один из них, Пустопляс, — его брат. Коняге отец уготовил тяжёлую участь за его неотёсанность, а вежливый и почтительный Пустопляс — всегда в тёплом стойле, кормится не соломой, а овсом.
Слайд 5
Краткое содержание
Пустопляс смотрит на Конягу и дивится: ничем
его не пронять. Казалось бы, уже и жизнь Коняги
должна закончится от такого труда и еды, но нет, Коняга продолжает тянуть тяжёлое ярмо, выпавшее ему на долю.
Слайд 7
Проблематика
Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь
тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет
ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое.
Слайд 8
Проблематика
Проблема народа и бюрократии и в наше время
очень актуальна, потому что для современных читателей она будет
интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.
Слайд 10
Как проблема раскрывается
Салтыков-Щедрин, может быть, единственный из
писателей-современников отказался от всякой идеализации крестьянской жизни, крестьянского труда
и даже деревенской природы. И жизнь, и труд, и природа открываются ему через вековые страдания мужика и Коняги. В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но глубокое понимание той безмерной трагической безысходности жизни, которая таится в самом бессмертии мужика и Коняги. Казалось бы, речь идет о самом насущном корм, борозда, работа, обожженные солнцем плечи, разбитые ноги.
Слайд 11
Как проблема раскрывается
Мера страданий народа, определяемая духовным,
нравственным потенциалом самого писателя, вырастает до вселенских масштабов, не
подвластных времени В сказке задается вопрос кто освободит силу, таящуюся в народе, из плена? Двум существам выпала на долю эта задача мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле так и не выдало той сказочной силы, которая освободила бы от уз мужика и исцелила бы Конягу. Сам Коняга никогда не ест досыта, хотя именно благодаря нему на полях растет хлеб. Удел Коняги - это вечный изнурительный труд.
Слайд 13
Образы героев
Коняга — обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый,
с
выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову
Коняга держит понуро;
грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей
сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине
наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит.
Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели,
«произведения» возит.
Слайд 14
Образы героев
Пустопляс был сын вежливый и чувствительный.
Брат Коняги.
«Теплое стойло
ему
поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему
в ясли
засыпали.
Работать не умеет.»