Слайд 2
Каждый человек, серьезно интересующийся русской культурой и
искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую
взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.
«Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала...» — в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время.
Слайд 3
В их детстве были схожие черты: и
тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали
душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры. В них рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку:
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один...
Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека целиком и переносит его в иной мир,- все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства как следствие сходной наследственности их романтических натур.
Нельзя не обратить внимания на черты сходства и различия в том, как происходило воспитание будущих великих художников: Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился, играл и которыми верховодил; домашнее воспитание Врубеля шло под наблюдением отца и мачехи - хорошей пианистки. Разумеется, в крупном имении Столыпиных Тарханы Лермонтов был слишком ласкаем бабушкой,
а в многодетной семье небогатого офицера, в казенных квартирах в Омске, Астрахани, Саратове, Одессе, куда служба отца перемещала семью, Врубель не мог быть так балован.
Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ — Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу — Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, но природу он любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.
Слайд 4
И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, но
художник имел возможность учиться больше и разностороннее в гимназии,
университете, Академии художеств. И все же, при всех различиях эпох и классовых привилегий, имущественного положения, их обучение, их интересы имели много сходного: домашние учителя, увлечение историей и литературой - античностью, средневековьем, эпосом, одни и
те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.
Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других – их огромные дарования вовсе не проявлялись в любви к чему-либо одному — литературе или живописи, они живо вникали в науки. Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель — геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки
Слайд 5
М.Врубель Девочка на фоне персидского ковра. 1886 год
М.Врубель Сирень 1900 год
Слайд 7
Пейзаж с двумя березами.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832
Слайд 8
Лопухина В.А.
Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835—1838 г
Слайд 9
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.
Ю. Лермонтова. 1835 г.
Слайд 10
Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание
к великой творческой деятельности. Хотя Муза живописи явилась ему
не в детстве, как Лермонтову, которому поэзия была как бы крестной матерью, Врубеля с юности не покидало чувство того, что он призван совершить или сказать нечто новое, необыкновенное, прекрасное, и он готовил себя к этой миссии. Подобно Лермонтову, он мечтал о славе и признании, в нем зрело честолюбие будущего художника:
Известность, слава, что они? –
А есть у них над мною власть; и мне они
Велят себе на жертву все принесть...
Но верю им! — неведомый пророк
Мне обещал бессмертье, и, живой,
Я смерти отдал все, что дар земной.
Слайд 11
В 1890 и 1891 годах Врубель с увлечением
работал над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова. Творчество великого
русского поэта было близко романтической душе Врубеля. Созданные Врубелем рисунки, обладающие высокой самодовлеющей ценностью, являются, по существу, единственными подлинными иллюстрациями к произведениям Лермонтова, достойным пластическим воплощением его поэтических образов.
По глубине раскрытия внутренней жизни человека, по значительности содержания и по строгости и выразительности формы эти небольшие иллюстрации нужно отнести к наиболее совершенным произведениям Врубеля.
Среди них хочется особо отметить рисунки: к поэме “Демон”- “Скачущий всадник” (“Несется конь быстрее лани…”) и “Тамара в гробу” (“… И были все ее черты исполнены той красоты, как мрамор, чуждой выраженья…” и к роману “Герой нашего времени”- “Дуэль Печорина с Грушницким” (“Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва…”)
"Несется конь быстрее лани,
Храпит и рвется, будто к брани,
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку
Широко ноздри раздувая,
То, разом землю ударяя,
Шипами звонкими копыт,
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит..."
"Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
Навек опущены ресницы...
Но кто б, о небо, не сказал,
Что взор под ними лишь дремал,
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль деницы..."
Слайд 14
На иллюстрации к роману М. Лермонтова «Герой нашего
времени», созданной
Врубелем, изображена сцена дуэли Печорина и Грушницкого.
На переднем плане, ближе всего к зрителю, на земле лежит сброшенная дуэлянтами одежда. В центре полотна сами герои работы в военных мундирах и секундант. Сразу за фигурами людей обрыв, за которым Врубель поместил огромную гору. Грушницкий смотрит вниз с обрыва, он стоит к нам спиной. Печорин нарисован в профиль, на его лице можно увидеть тень фатализма и неизбежности грядущей трагедии. Основные тона иллюстрации - черный и темно-серый, наиболее полно отражающие трагизм сцены дуэли.
Еще в гимназические и университетские годы, в Петербурге и Киеве, Врубель ощущал в себе определенную духовную близость с «Героем нашего времени», что сказалось в стиле писем, в его романических историях, в разбрасывании денег в те редкие моменты, когда они попадали в его руки. Особенно интересны в этом отношении его письма сестре из Одессы, в которых юноша рассуждает о поэзии светской жизни, о театре и литературе, о связи морального и эстетического в человеке, об окружающих его пустейших разговорах в тесном кружке знакомых.
Слайд 15
Одной из центральных тем в творчестве обоих художников
стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве
блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
После окончания работ над иллюстрациями к произведениям Лермонтова Врубель почти десять лет не возвращался к теме демона. Не возвращался, чтобы потом вновь взяться за нее - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Последнюю из них он продолжал "улучшать" даже тогда, когда она уже была выставлена в галерее, тем самым изумляя и пугая публику.
Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворен своей поэмой о Демоне, постоянно переписывал ее заново, так что в настоящее время известно целых девять различных редакций "Демона". Проживи Лермонтов еще, нет сомнений, что "Демон" продолжал бы меняться, так что, в итоге, он возможно стал бы совершенно другим по сравнению с тем, каким мы знаем его сейчас. Некоторые склонны считать это увлечение демоном лишь игрой воображения или данью моде. Немногие понимают, что образ демона есть реальный, несомый с незапамятных времен опыт души, для которой это являлось живым переживанием, а не фантазией.
Постоянно пробивавшиеся сквозь житейское сознание воспоминания о прошлых существованиях и встречах с Демоном, заставляли и Лермонтова, и Врубеля
вновь и вновь переписывать свои произведения, доходя порой до полного душевного истощения...
Лермонтов был любимым поэтом Врубеля всю жизнь. Он знал многие стихотворения наизусть и в зрелые годы декламировал и читал избранные им произведения друзьям и близким. В гимназии и позже Врубель читал много других авторов — античную поэзию, любил Шекспира, Гёте, Гоголя, обожал Пушкина, Тургенева, восхищался Чеховым, Ибсеном, но Лермонтов имел на него — на человека и художника — особое влияние.
Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым в стремлении обоих к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своему существу.
Слайд 16
Иллюстрации М.Врубеля к поэме М.Лермонтова «Демон»
Слайд 17
"Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших
дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой
Тех дней, когда в жилище
света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила обменяться с ним..."
Слайд 18
"И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал,
Вдали Казбек, как
грань алмаза,
Снегами вечными сиял
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище
змея,
Вился излучистый Дарьял..."
Слайд 19
"В последний раз
Она плясала,
Увы, заутро ожидала,
Ее, наследницу Гудала,
Свободы
резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне
И незнакомая семья..."
Слайд 20
"Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я
дам тебе всё-всё земное,
Люби меня!" - И он слегка
Коснулся
жаркими устами
К её трепечущим губам...
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи,
Он жёг ее во мраке ночи..."
Слайд 21
"В пространстве синего эфира,
Один из ангелов святых,
Летел на
крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях
своих.
И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Издалека уж звуки рая
К ним доносилися - как вдруг
Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух."