Слайд 2
Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать
жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая ступень
к христианству». Писатель видит один путь: это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нём света мало, но теплоты много». Вопрос о свете – коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», - писал художник в «Завещании».
Тема душевной чистоты – тема «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Страшной мести», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мёртвых душ».
Главное для Гоголя – донести до читателя мысль о том, что полюбить людей «чёрненькими» - значит спасти их души.
Слайд 3
«Вечера на хуторе
близ Диканьки»
«Сейчас прочел «Вечера…» –
они изумили меня.
Вот настоящая веселость, искренняя,
непринужденная, без жеманства,
без чопорности.
А местами какая поэзия! Какая чувствительность!»
А.С. Пушкин
Слайд 4
«Басаврюк, или Вечер накануне
Ивана Купала».
Первая повесть «Вечеров»,
принесшая успех писателю. Гоголь оставляет службу и весь отдаётся
литературной работе.
Слайд 5
«Майская ночь, или Утопленница»
- одно из самых лирических произведений сборника «Вечеров».
Задушевная и
печальная история несчастной панночки, поэтические отношения Левко и Ганны завораживают. В произведении тесно переплетаются несколько планов повествования: поэтический, фантастический, реальный.
Слайд 6
«И через несколько минут всё уже уснуло на
селе; один только месяц плыл так же блистательно и
чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба».
«Не бойся: никого нет.
Вечер тёпел».
Слайд 7
«Что-то неизъяснимо трогательное слышалось в речи Утопленницы, и
ручьи слёз катились по её прекрасному лицу»...
Читаешь и
невольно, как и Левко, проникаешься состраданием к загубленной молодости и красоте панночки. Она ведь тоже могла быть любима и счастлива, как ясноокая Ганна, но её красота ушла на дно, и панночка несчастна и одинока.
Слайд 8
«Страшная месть»
Тема греха и наказание за него. Человек
и ответственность его в борьбе со злом. В борьбе
со злом человек не должен переступать христианские заповеди. Не отвечай злом на зло.
Вот основные проблемы, поднятые Гоголем в рассказе.
Слайд 9
Как победить зло?
Грех Ивана в том, что
он не простил. А Евангелие учит: прощай грешнику, обидчику,
врагу своему. Иван в борьбе со злом переступил эти заповеди и сам стал грешником.
«Борьба со злом,- считает Гоголь, – дело ответственное».
Слайд 10
Повесть «Вий»
«Вий» - одно из самых противоречивых
созданий Гоголя. Реальность и фантастика, быт и
символы – всё переплелось в повести. Это философское произведение о познании мира, о жизни и смерти, о власти тёмных сил над человеческой судьбой.
Мир, считали язычники, двуедин. Мир без конца и без
времени. Образ панночки двуедин: это красавица – панночка и старуха – ведьма, внешняя и внутренняя личность человека. При дневном свете она красавица с пышною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Ночью она страшная, старая, костлявая, как смерть, старуха.
Хома Брут не проиграл в единоборстве с Вием. Он победил его, стал «Человекобогом», равным по силе Вию. В гибели философа и трагедия, и величие подвига. Хома–язычник, верящий в открывшийся ему мир Страха, Хаоса, но не верящий в Бога. В этом причина его гибели. А вторая причина его гибели – цена познания. Цена дерзновения – смерть. Он получил заслуженное: постиг и погиб.
Слайд 12
«И долго еще определено мне чудной властью
идти об
руку с моими странными героями,
озирать всю громадно несущуюся жизнь,
озирать
её сквозь видный миру смех и незримые, невидимые ему слезы!»
Слайд 13
«Я уверен сильно в том, что и добро,
и зло следует помнить вечно. Добро нужно помнить для
того, что уже одно воспоминание о нём делает нас лучшими. Зло нужно помнить для того, что с самого того дня, как оно причинено, на нас наложен неотразимый долг заплатить за него добром».