Слайд 2
В 1834 г в обществе велись оживлённые споры
о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя
Люди искусства,
музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…
Слайд 3
Из «Авторской исповеди»
«…когда я стал задумываться о моём
будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на
ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»
Слайд 4
ЧАСТЬ I
«Нигде не останавливалось столько народа, как перед
картинною лавочкою на Щукином дворе».
Слайд 5
«Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры
рассматривают серьёзно; лакеи-мальчишки и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг
друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чём калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит».
Слайд 6
«В это время невольно остановился перед лавкою проходивший
мимо молодой художник Чартков».
Найдите портрет героя
«Старая шинель и нещегольское
платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».
Слайд 7
Что купил Чартков?
«…Портрет в больших великолепных рамах…
Это был
старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица
его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»
Слайд 8
«Усталый и весь в поту дотащился он к
себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров.
Он…скинул шинель, поставил
рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда-то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»
Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение?
Слайд 10
«Виват, Андрей Петрович!..
Чартков сделался модным живописцем во всех
отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды
и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя…»
Какие события предшествовали этому?
Слайд 11
Что погубило Чарткова?
Каковы ужасные последствия его
гибели как художника?
«Но точно ли был у меня талант?»
Слайд 12
Часть II
«Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы
я был совершенно как живой?»
Слайд 13
«…вошёл к нему ужасный ростовщик.
Ты художник? Нарисуй
с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей
у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…»
Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?
Слайд 14
Кто из героев, по-вашему, становится выразителем взглядов Н.В.
Гоголя на искусство?
Как писатель-романтик решает вопрос о назначении
искусства?
Слайд 15
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Внеклассное чтение
Слайд 17
Оскар Уайльд
(подлинное имя Оскар Фингал О Флаэрти Уилс)
поэт,
прозаик, драматург
(1854 - 1900)
Слайд 18
Философский роман
«Портрет Дориана Грея»
История морального падения аристократа Дориана
Грея. Презирающий мораль «эстет» и умник лорд Генри становится
духовным учителем Дориана.
Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.
Слайд 20
У Дориана грея есть двойник – это обладающий
фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда-то его другом
художником Холлуордом.
Портрет отражает безнравственное поведение оригинала, а юноша внешне не меняется.
Слайд 22
В погоне за земными благами и удовольствиями Дориан
не останавливается перед преступлением, когда таинственной загадке его вечной
юности угрожает разоблачение.
Со временем живописное лицо Дориана превращается в страшную маску жестокости и порока.
Слайд 23
Желая уничтожить своё отвратительное изображение, герой вонзает в
него нож – и убивает самого себя
Слайд 24
Так писатель развенчивает представление
о внешней красоте,
лишённой
нравственной опоры
Слайд 25
Афоризмы
Оскара Уайльда
Художник – тот, кто создаёт прекрасное.
Мысль
и Слово для художника – средства Искусства.
Порок и Добродетель
– материал для его творчества.
Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное.
Всякое искусство совершенно бесполезно