Слайд 2
Социально-культурный контекст литературы XVII в.
Германия ослаблена в
социальном, политическом и экономическом отношениях.
Это отсталая аграрная страна
периода феодальной реакции.
Основа общественной и культурной жизни - княжеские дворы.
Классицизм угасал.
Литература барокко господствовала во всех жанрах и отражала трагизм немецкой жизни.
В конце XVII в. на первое место выходит демократический роман, отражающий трудную жизнь простых людей (Гриммельсгаузен).
Слайд 3
А.Грифиус. Слезы Отечества
Все громче торжество грабительства и гнета.
Народов
дикий сброд, тромбон - губитель мира,
От крови жирный меч,
гремящая мортира,
И закрома, где нет плодов труда и пота.
На башнях все в огне, и рухнули ворота,
В руинах ратуша и кирха смотрит сиро.
Позор невест и жен, а воинам – секира.
Огонь, чума и смерть берут людей без счета.
По улицам в кювет и на плацу широком
Уж трижды по шесть лет стекает кровь потоком,
И трупы пачками плывут в речной тиши.
Но я молчу о том, что хуже ран телесных,
Чумы и голода, и всех мучений крестных.
Страшней, что гибнут в нас сокровища души.
Андреас ГРИФИУС (1616-1664)
Один из самых известных немецких поэтов XVII в.
Прославился сочинением сонетов.
Писал барочные пьесы, которые до сих пор считаются образцовыми.
Основные темы:
-бедствия народа и страны;
-быстротечность жизни;
-непостоянство всего сущего, его обманчивость;
-традиционный барочный мотив суеты;
-особая трагическая эмоциональная напряжённость.
Борис Иванович Пуришев:
Мир простирается перед ним необъятным кладбищем. Повсюду он находит гробницы, скелеты, косу смерти, сверкающую холодным блеском. Он вкладывает в уста мертвецов патетические тирады о тщетности и суетности земных дел .
Все кружится в какой-то дикой пляске скелетов. Грифиус словно бредит наяву. Его речь исполнена трепета, экстаза, неистового клокотания.
Он склонен нагромождать один жуткий образ на другой. Он всегда готов обрушить на читателя ураган кипящих риторических оборотов.
Вместе с тем этот сложный художник способен поразить ясностью мысли, трезвостью суждений, замечательной четкостью поэтической архитектоники.
Слайд 4
Широкое распространение мистических взглядов – характерное явление немецкой
духовной жизни XVII в.
В религиозном экстазе многие искали
забвения от ужасов окружающей жизни.
Якоб БЁМЕ (1575-1624)
Один из самых знаменитых христианских мистиков, «провидец», философ, писатель, «философ-сапожник» (был отдан в обучение сапожнику).
Основная идея:
спасение человека возможно не внешними добрыми делами, не содействием Бога, а только внутренней верой сердца.
Нравоописательный роман – реальная повседневная жизнь.
Он связан с национальной традицией,
опирался на опыт испанского сатирико-дидактического и плутовского романа.
Слайд 5
?
Портрет Гриммельсгаузена. 1641.
Ганс Якоб Кристоффель ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН (1621/1622-1676)
Крупнейший немецкий
прозаик XVII в. , сатирик, «веселое перо».
Б.И.Пуришев:
Персонажи Гриммельсгаузена
исторически конкретны, что придает им определенную эпическую рельефность. Каждый плутовской роман Гриммельсгаузена представляет собой обстоятельную историю одной человеческой судьбы, в которой отражены судьбы тогдашнего немецкого общества.
Под пером талантливого писателя все эти произведения становились подлинным эпосом маленьких людей Германии.
Его романы – правдивая летопись трагических судеб немецкого народа.
Слайд 6
Роман «Похождения Симплиция Симплициссимуса» (1669)
Наиболее значительный памятник
немецкой литературы XVII в.
Герой – бедный приемыш, прозванный
Симплицием (Симплициссимус – Наипростейший) за свое крайнее простодушие.
Сюжет: время Тридцатилетней войны 1618-1648, трагическая атмосфера военного времени.
Приключения, в которых герою приходится быть слугой, богачом, пастухом, отшельником, вором, шутом, поваром, охотником, актёром, гусаром, лекарем, разбойником, нищим, офицером и др.
Он побывал в Москве, на Волге, в Астрахани, Корее, Японии, Макао, Константинополе.
Свое место он находит на острове в Индийском океане и не хочет возвращаться в Европу.
По сравнению с плутовским романом, в произведениях Гриммельсгаузена возрастает значение окружающей среды, обнаруживающей удивительную цепкость.
Литературный герой перестает быть сказочным персонажем, его личная судьба неотделима от судеб большого и трагического мира.
Земной мир у Гриммельсгаузена – уже не веселый кабачок, в котором царит озорной плут, ловко дурачащий простоватых собутыльников, и не призрачный фантом, мираж, дурной сон, каким он представлялся многим писателям барокко.
Это властная и суровая реальность, которая, подобно бурному потоку, как легкую щепку, крутит и кидает из стороны в сторону маленьких людей, лишенных надежной опоры в жизни.
Слайд 7
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА
XVIII века
Слайд 8
Социально-культурный контекст
литературы XVIII в.
Последствия Тридцатилетней войны: политическая
раздробленность, экономическая отсталость.
Новые культурные центры: Лейпциг, Гамбург, Цюрих.
В
немецком Просвещении философская и эстетическая мысль предшествовала художественной практике.
Преобладали идеалистические концепции.
Большое влияние оказал Готфрид Вильгельм ЛЕЙБНИЦ (1646-1716), его трактат «Новые опыты о человеческом рассудке» («Наука существует для жизни»).
Полагает, что все должно проверяться разумом.
Хочет примирить Бога и науку, ищет разумность в современной форме государственного устройства, наивно верит, что сможет просвещением усовершенствовать мир.
Именно его высмеял Вольтер в «Кандиде» («все к лучшему в этом лучшем из миров»).
На мировой уровень немецкая литература выходит во 2-ой пол. XVIII в.: Лессинг, Винкельман, Гердер, Кант, Фихте, Гете, Шиллер.
Слайд 9
Антон Рафаэль Менгс.
Портрет Винкельмана. 1755
Антон Графф.
Портрет Лессинга.
Иоганн
Иоахим ВИНКЕЛЬМАН (1717-1768)
Выдающийся современник Лессинга, искусствовед, знаток античности.
Главный
труд Винкельмана – «История искусства древности» (1764)
«Единственный путь для нас сделаться великими и, если можно, даже неподражаемыми, – это подражать древним» (И.Винкельман).
Винкельман вывел формулу высших достижений античности, обязательную для классики всех времен и народов: «Благородная простота и спокойное величие».
Этот тезис стал исходным в выработке Гёте и Шиллером новой эстетики (Веймарский классицизм) после отхода от эстетики «Бури и натиска».
Готхольд Эфраим ЛЕССИНГ (1729-1781)
Драматург, публицист, просветитель.
Наибольшее влияние на мировую литературу оказал своими теоретическими работами.
«Германии нужен был Лессинг» (Н.Г.Чернышевский)
Слайд 10
Лессинг. Трактат «Лаокоон, или О границах живописи и
поэзии» (1766)
Программный документ немецкой эстетики эпохи Просвещения.
Трактат
– научное сочинение, рассуждение на определенную тему.
Лессинг разделил искусства на две группы – пространственные и временные.
Пространственные искусства –
изображают положение тел в пространстве:
-скульптура;
-живопись.
Временные –
изображают положение тел во времени:
-поэзия (литература);
-музыка.
Слайд 11
Скульпторы
Агесандр, Полидор, Афинодор.
Лаокоон и его сыновья, убиваемые змеями
Аполлона.
Мрамор, около 50 г. до н.э.
Ватиканский музей, Рим.
Лаокоон –
жрец бога Аполлона.
Предостерегал жителей Трои от внесения в город деревянного коня ахейцев.
Слайд 12
Из «Гамбургской драматургии»:
«Шекспир как трагический поэт значительно выше
Корнеля».
«Шекспир ближе древним по своей сущности, а Корнель –
механической структурой».
Лессинг. «Гамбургская драматургия» (1767-1768)
Лессинг - теоретический руководитель созданного Национального театра в Гамбурге.
Создает литературно-театральный журнал «Гамбургская драматургия»,
в течение года пишет критические статьи,
из которых сложилась книга.
Журнал – манифест немецкого Просвещения,
а книга Лессинга – одна из самых серьезных книг о театре и драматургии.
Основные положения книги:
-резкая критика французского классицизма, который уже устаревает и противоречит выявлению в сценическом искусстве правды;
-более важны и эстетически полноценны драматургия Мольера, Гольдони;
-образцовые писатели – античные поэты и Шекспир;
-основной принцип актерского искусства – верное отражение природы, актер должен быть на сцене естественным и правдивым, вживаться в каждую свою роль.
Слайд 13
Лессинг – драматург, автор пьес «Натан Мудрый» (1779),
«Эмилия Галотти» (1772) и др.
Наиболее известна «Эмилия Галотти»:
Место и время
действия — городок на севере Италии в XVII веке.
Главная героиня – простая девушка, которая становится предметом любовных притязаний принца. Поставленный в безвыходное положение, спасая честь дочери и семьи, отец Эмилии по ее просьбе закалывает ее кинжалом.
Пьеса переносит конфликт в нравственную сферу личности. Человек стремится не отомстить и наказать преступника, а не может жить в бесчестье. Именно эта пьеса лежит раскрытой в комнате гетевского Вертера.
Слайд 14
«Буря и натиск»
Одно из важнейших просветительских движений в
Германии конца 60-х – сер. 80-х гг. XVIII в.
Название
восходит к одноименной драме Фр. фон Клингера.
Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами (нем. Stürmer бунтарь).
В западном литературоведении используется выражение «философия чувства и веры».
Идеи этого движения
-связаны с идеями Руссо;
-направлены против рационализма и классицизма;
-предвещают романтизм.
Слайд 15
Иоганн Готфрид ГЕРДЕР (1744—1803).
Выдающийся немецкий просветитель,
основатель
движения «Буря и натиск»,
теоретик и историк искусства, публицист,
человек феноменальной эрудиции.
В его работах формируется понятие мировой культуры.
Работы:
«Фрагменты по немецкой литературе»;
«Идеи к философии истории человечества».
Основные идеи:
-носителем подлинного искусства является не культивированный, а «естественный», близкий к природе человек, человек больших страстей, пламенного и прирождённого гения;
-именно такой человек должен быть предметом художественного изображения;
-восторженное отношение к народной поэзии;
-единство человеческой культуры объясняется общей целью всего человечества - стремлением обрести «истинную гуманность»;
-распространение гуманности в человеческом обществе позволит разумные способности людей сделать разумом, чувства реализовать в искусстве, влечения личности сделать свободными и красивыми.
Слайд 16
Рудольф Эрих РАСПЕ (1736-1794)
Историк, писатель.
Самое известное произведение
– сборник «Лживых или вымышленных историй» Мюнхгаузена» (1785).
Первые опубликованные
истории о приключениях Мюнхгаузена были напечатаны в немецком «Путеводителе для весёлых людей» (1781, 1783).
Распе обработал материала из «Путеводителя» и превратил его в цельное произведение, объединённое единым рассказчиком и обладающее законченной структурой.
Повествование ведется от имени Мюнхгаузена.
На первое место выдвигается идея наказания лжи, а сама книга построена как типично английское произведение, где все события связаны с морем.
Готфрид Аугуст БЮРГЕР (1747-1794).
Поэт, писатель «Бури и натиска».
Наиболее известны баллады «Ленора» и «Дикий охотник» (1773) и юмористический приключенческий роман «Удивительные путешествия по суше и морю, воинские походы и веселые приключения барона фон Мюнхаузена» (1786), написанные по мотивам одноименной книги немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе (1737-1794).