Слайд 2
Поэма-эпопея создавалась Н. А. Некрасовым почти 15 лет
и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе,
демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:
а) дворян;
б) передовой части крестьянства;
в) разночинцев.
Слайд 3
2. Сюжет поэмы опирается на тему дороги:
семь
мужиков-правдоискателей странствуют
по великой русской земле в поисках:
а) счастливого
человека;
б) правды;
в) хорошего хозяина.
Слайд 4
В начале поэмы мужики сошлись
«на столбовой дороженьке»
и заспорили: «Кому живется весело, /
Вольготно на Руси?»
Среди счастливых называют:
а) попа, купца, боярина;
б) солдата, крестьянина, мастерового;
в) пьяницу, странника, разбойника.
Слайд 5
Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы
«временнообязанными».
Это указывает на то, что
действие поэмы происходит:
а) до отмены крепостного права;
б) во время реформы 1861 г.;
в) в пореформенное время.
Слайд 6
В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж:
а)
ведьма, корявая Дурандиха;
б) ворон, птица умная;
в) говорящая птица-пеночка.
Слайд 7
В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли
жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник
признается, что его трудно назвать счастливым, потому что:
а) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»;
б) «угоды наши скудные»;
в) «сплошь почти раскольники».
Слайд 8
В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть
ли «счастие мужицкое, / Дырявое с заплатами, / Горбатое
с мозолями». За рассказ о своем счастье странники обещали налить вина, но «вина бесплатного» налили только:
а) старухе, у которой «родилось реп до тысячи / На небольшой гряде»;
б) солдату с медалями, который остался жив и после наказаний, и после сражений;
в) надорвавшемуся на работе худому мужику.
Слайд 9
Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о
«народных заступниках», это почетное звание, по мнению поэта, заслуживают:
а)
крестьяне-правдоискатели;
б) разбойники, грабящие богатых;
в) русские писатели.
Слайд 10
9. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького»
барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Потомственный
дворянин рассказывает о прежней жизни: «...И жили мы, / Как у Христа за пазухой, / И знали мы почет». Почему же теперь «все прошло! все минуло!» и слышит барин лишь «похоронный звон»? Потому что:
а) расплодились питейные дома;
б) сословья благородные у нас труду не учатся;
в) отменили крепостное право.
Слайд 11
10. Глава «Последыш» посвящена рассказу:
а) о последнем счастливом;
б)
о последнем помещике;
в) о последнем народном заступнике.
Слайд 12
11. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене
Тимофеевне по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то,
что:
а) имела командирский характер;
б) ей помогла жена губернатора;
в) ее любил губернатор.
Слайд 13
12. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству
печник, «пал на сердце» девушке, и сама она называет
короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичей холи в ад», потому что:
а) Филипп изменился и стал груб с женой;
б) семья Филиппа была пьющая;
в) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.
Слайд 14
13. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает
о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то,
что:
а) немца Фогеля живого в землю закопал;
б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной;
в) не платил подати помещику Шалашникову.
Слайд 15
14. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том,
что:
а) русские крестьяне умеют работать;
б) русский народ умеет терпеть;
в)
русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.
Слайд 16
15. Матрена «в ноги губернаторше пала», за то
что та не только стала крестной матерью сыну крестьянки,
но и помогла вернуть Филиппушку. За это Матрену Корчагину «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но на вопрос странников, счастлива ли она, крестьянка сурово отвечает: «...Вы затеяли / Не дело — между бабами / Счастливую искать!», потому что, по мнению Матрены:
а) потеряны ключи от счастья женского;
б) время не пришло;
в) счастье будет только за «гробовой доской».
Слайд 17
16. Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех
грешней — кабатчики, помещики, разбойники, но тут странник Ионушка
рассказал притчу о двух великих грешниках. Кудеяр-атаман пролил много «крови честных христиан», но потом «совесть злодея осилила», и он стал монахом, а тем ножом, что убивал безвинных, старец в покаяние стал рубить вековой дуб. Но Господь простил грехи бывшему разбойнику только тогда, когда:
а) отшельник убил пана Глуховского, жестокого и страшного грешника, погубившего много крестьян;
б) инок срубил наконец дуб;
в) бывший атаман умер и предстал перед Богом.
Слайд 18
17. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его
отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным
спутником семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет»:
а) за мать свою, батрачку безответную;
б) за Власа-крестного, что помог ему выжить;
в) за обойденного и угнетенного, униженного и обиженного русского человека.
Слайд 19
18. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский
демократ и друг Некрасова:
а) Н. А. Добролюбов;
б) В. Г.
Белинский;
в) Д. И. Писарев.
Слайд 20
19. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос
поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой
ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только:
а) будущему сеятелю;
б) крестьянину-правдоискателю;
в) народному заступнику.