Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку литературы на темуОбраз Петербурга в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание (10 кл)

Содержание

.Электронные материалы к уроку на тему: «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»» Люблю тебя, Петра творенье, Достоевский представляет нам свой взгляд на Петербург и делает это через Черные лестницы Дворы - колодцы Подворотни Грязные узкие улицы Петербург      ДостоевскогоПейзажиИнтерьерыУличные сцены«Город, в котором невозможно быть» Какая атмосфера царит на улицах города?  Подтвердите свои ответы цитатами.Ч. Ч.1 гл.3       каморка РаскольниковаЧ.1 гл.2 Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?Какой мир предстает перед нами?Ч.гл.1 Символика цвета«Небольшая комната [... ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая Символика цветаЖёлтый цвет постоянно упоминается в романе. Жёлтый цвет создает, дополняет, усиливает Топография ПетербургаПетербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Рисуя картины взаимодействия человека Мы знаем, что «дом Раскольникова» — дом, вобравший в себя реалии нескольких Дом старухи-процентщицыНабережная канала Грибоедова,104 .     Четырехэтажный угловой дом Дом Сони Мармеладовой«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве ,где . Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей здесь Глухой речки, или Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит Напишите сочинение на тему: «Образ «жёлтого» Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» Использованная литература и интернет –ресурсы:Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. М., «Просвещение»,1988Белов С. В.Роман
Слайды презентации

Слайд 2


Цели урока:

Выявить особенности изображения Петербурга Достоевским.
Доказать, что город в романе не только фон, но и герой.
Активизировать знания учащихся об образе Петербурга в русской классической литературе.
Развивать навыки анализа художественного произведения.
Совершенствовать навыки устного монологического высказывания учащихся.


Слайд 3
Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный.
А.С. Пушкин


Каюсь, грешен,
не люблю
Ф.М. Достоевский

Петербург - город - двойник


Слайд 5 Достоевский представляет нам свой взгляд на Петербург

Достоевский представляет нам свой взгляд на Петербург и делает это

и делает это через свои произведения. Сюжетные линии 20-ти

его произведений развиваются здесь. Но это отнюдь не живописный уголок мира, а холодная тюрьма для души. Перед нами предстают

Слайд 6 Черные лестницы

Черные лестницы

Слайд 7 Дворы - колодцы

Дворы - колодцы

Слайд 8 Подворотни

Подворотни

Слайд 9 Грязные узкие улицы

Грязные узкие улицы

Слайд 10 Петербург
Достоевского
Пейзажи
Интерьеры
Уличные

Петербург    ДостоевскогоПейзажиИнтерьерыУличные сцены«Город, в котором невозможно быть»

сцены
«Город, в котором
невозможно быть»


Слайд 11 Какая атмосфера царит на улицах города?

Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.Ч.

Подтвердите свои ответы цитатами.
Ч. 1 гл.

«отвратительный и грустный колорит»
городского дня

Ч.2 гл.6 вечерний Петербург
Ч.5 гл.5 вид из окна комнаты Раскольникова
Ч.6 гл.6 грозовой вечер и утро накануне
самоубийства Свидригайлова


Слайд 12 Ч.1 гл.3

Ч.1 гл.3    каморка РаскольниковаЧ.1 гл.2

каморка Раскольникова
Ч.1 гл.2

кабак , где Раскольников встретился с Мармеладовым
Ч.1 гл.2 «проходной угол» Мармеладовых
Ч.4 гл.4 комната- «сарай» Сони

Выделите ключевые слова в описании петербургских интерьеров


Слайд 13 Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
Какой мир

Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?Какой мир предстает перед нами?Ч.гл.1

предстает перед нами?
Ч.гл.1

Ч.2 гл2

Ч.2 гл.6

пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми
сцена на Николаевском мосту

шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту


Слайд 14 Символика цвета
«Небольшая комната [... ] с желтыми обоями.

Символика цвета«Небольшая комната [... ] с желтыми обоями. Мебель, вся очень

Мебель, вся очень старая и из желтого дерева [...]

по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках… »

«На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.»

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими , пыльными…обоями…»

«Желтоватые обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»

«…он осмотрел нумер подробнее. Постель очень грязная, простой крашеный стол и стул занимали почти все пространство. Стены … с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет
их (желтый) угадать еще можно было.»

Комната старухи-процентщицы

Портрет Алены Ивановны

Каморка Раскольникова

Комната Сони

Номер в гостинице, который снял Свидригайлов


Слайд 15 Символика цвета
Жёлтый цвет постоянно упоминается в романе. Жёлтый

Символика цветаЖёлтый цвет постоянно упоминается в романе. Жёлтый цвет создает, дополняет,

цвет создает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности.

Этот цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Слово «жёлтый» соседствует с однокоренным «желчный»:«Проснулся он желчный ... тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам…ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке.» Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, героя и мира.

Слайд 16 Топография Петербурга
Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев.

Топография ПетербургаПетербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Рисуя картины взаимодействия

Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все

в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность. Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно "переносил" дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее.


Слайд 19 Мы знаем, что «дом Раскольникова» — дом, вобравший

Мы знаем, что «дом Раскольникова» — дом, вобравший в себя реалии

в себя реалии нескольких домов. Современные литературоведы сходятся во

мнении, что домом является именно это здание, которое находится по адресу Столярный переулок,5 На четвертом
этаже располагалась квартира, в которой снимал комнату Раскольников. Как и в романе, на чердак дома ведут 13 ступенек.

Дом Раскольникова


Слайд 20 Дом старухи-процентщицы
Набережная канала Грибоедова,104 .

Дом старухи-процентщицыНабережная канала Грибоедова,104 .   Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг)

Четырехэтажный угловой дом (дом-утюг) на пересечении пр. Римского-Корсакова,

наб. канала Грибоедова и Средней Подьяческой ул.


Слайд 21
Дом Сони Мармеладовой
«А Раскольников пошел прямо к

Дом Сони Мармеладовой«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве

дому на канаве ,где жила Соня. Дом был

трехэтажный ,старый и зеленого цвета…Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый…; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Канал Грибоедова,7- дом с тупым углом


Слайд 22 .
Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей

. Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей здесь Глухой речки,

здесь Глухой речки, или Кривуши.

Достоевский выбирает самый «кривой» район Петербурга- Сенная площадь . Траектория движения Раскольникова по улицам Петербурга представляет кривую линию.

Какой вывод можно сделать ? Символом чего становится кривизна ?

Раскольников мечется на одном пятачке – в районе Сенной площади. Он ходит по одним и тем же местам как бы кругами. Как преступник, согласно известному наблюдению, возвращается на место преступления, так и Раскольников возвращается не только на квартиру старухи-процентщицы после убийства, где дергает за звонок и вызывает подозрение у мастеровых, но и на те же самые места города, которые в силу каких-то случайных причин или ассоциаций были связаны с замыслом преступления либо с его осуществлением.


Слайд 23 Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым,

Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он

полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник

преступлений, соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.


Слайд 24 Напишите сочинение на тему: «Образ «жёлтого» Петербурга в

Напишите сочинение на тему: «Образ «жёлтого» Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского»

романе
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского»


  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-literatury-na-temuobraz-peterburga-v-romane-fmdostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-10-kl.pptx
  • Количество просмотров: 147
  • Количество скачиваний: 2