Слайд 2
План:
1.Образ времени.
2.Определение литературного течения.
3.Творческая биография Гумилева.
4.Анализ
его творчества.
5.Заключение.
Слайд 3
Литература XX века развивалась в обстановке войн,
революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не
могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени.
Слайд 4
Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов,
писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию
потрясения.
Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур.
Слайд 5
Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые
направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо
нового прежде недоступного направления или приема в литературе.
Слайд 6
Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими.
Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе
был акмеизм. Объединение акмеистов выдвинуло свою эстетическую программу взаимодействия с миром, свое представление о гармонии, которую оно стремилось внести в жизнь.
Слайд 7
Акмеизм (от греч. akme - высшая степень
чего-либо, цветущая сила),течение в русской поэзии 1910-х годов (С.
Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному”, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, стихии “естества”, точному значению слова.
Слайд 8
Однако “земной” поэзии акмеистов присущи модернистские мотивы, склонность
к эстетизму или к поэтизации чувств первозданного человека. Хотя
акмеисты, как объединение просуществовали недолго, всего 2 года, они, без сомнения, внесли огромный вклад в русскую литературу.
Слайд 9
Биография Николая Гумилева.
Слайд 10
Одним из ведущих поэтов-акмеистов был Николай Степанович
Гумилев. В действительности же, его творчество было гораздо более
широко и разнообразно, а его жизнь была необычайно интересной, хотя и завершилась трагично.
Николай Степанович Гумилев родился 3 апреля (по старому стилю) 1886 года в Кронштадте, где его отец работал военным врачом. Вскоре его отец вышел в отставку, и семья переехала в Царское Село.
Слайд 11
Стихи и рассказы Гумилев начал писать очень рано.
Окончив гимназию, он уехал в Париж,
успев выпустить до
этого первый сборник “Путь Конквистадоров”.
В Париже Гумилев слушал лекции в
Сорбонне по французской литературе,
изучал живопись и издал три номера
журнала “Сириус”, где печатал свои
произведения, а также стихи
поэтессы Анны Горенко (будущей
знаменитой Анны Ахматовой),
ставшей вскоре его женой.
Слайд 12
В 1908 году в Париже вышла вторая
книга Гумилева “Романтические цветы”. Требовательный В.Брюсов, сурово оценивший первый
сборник поэта, в рецензии на “Романтические цветы” указал на перспективу пути молодого автора: “Может быть, продолжая работать с той упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые”.
Слайд 13
В 1910 году Гумилев женился на А.А.Горенко,
а осенью этого года впервые отправился в Абиссинию, совершив
трудное и опасное путешествие. Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к людям, культуре. До сих пор в Эфиопии сохраняется добрая память о Н. Гумилеве. Африканские стихи Гумилева, вошедшие в сборник “Шатер” и проза дневника - дань его любви к Африке.
Слайд 14
Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую
известность. Она была посвящена В.Брюсову, которого автор назвал учителем.
Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, сам Брюсов писал:“...Явно окреп и его стих. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами”. Сам Н.Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий.
Слайд 15
На щите акмеистов было начертано - “ясность, простота,
утверждение реальности жизни”. Акмеисты отвергали “обязательную мистику” символистов.
Слайд 16
Первая мировая война сломала привычный ритм жизни.
Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. Его храбрость и
презрение к смерти были легендарны. Редкие для прапорщика награды - два солдатских “Георгия” -служат лучшим подтверждением его боевых подвигов. В сборнике “Колчан” нашли отражение темы войны:
Слайд 17
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки
Надо мною рвутся
шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это
медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Слайд 18
Современник поэта писал: «Войну он принял с простотою
современной, с прямолинейной горячностью.» Некоторая романтизация боя, подвига была
особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным, редкостным, мужественным, рыцарским началом и в поэзии и в жизни.
Слайд 19
Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда
он был командирован в мае 1917 года. В мае
1918 года он вернулся в революционный Петроград. Его захватила тогдашняя напряженная литературная атмосфера. Гумилёв признавал Советскую власть, считал, что обязан быть во всех отношениях лояльным, несмотря на то, что был в тяжелых личных условиях существования, и на то, что страна находилась в состоянии разрухи.
Слайд 20
Но жизнь Н.С.Гумилева трагически оборвалась в августе
1921 года. Долгие годы официально утверждалось, что поэт был
расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. “Таганцевское дело” вызвало широкий негативный резонанс. Мировая общественность не могла согласиться с таким приговором. Алексей Толстой написал позже: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, -знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель, поэт. Хмурая тень его, негодуя отлетела от страстно любимой им Родины... Свет твоей душе. Слава - твоему имени”.
Слайд 21
Анализ творчества Н. С. Гумилева.
Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой
жизни сильно отличается. Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.
Слайд 22
Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов: Бальмонта
и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же
время обращался к зарубежным классикам: У.Шекспиру, Ф.Рабле. Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”.
Слайд 23
Заключение.
Николай Гумилев был
далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем
трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика.
Слайд 24
Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми
он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности,
несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев мог бы еще создать.
Слайд 25
Прекрасный поэт, он оставил интересное и значительное наследие,
оказал несомненное влияние на развитие поэзии. Его ученикам и
последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.