Слайд 2
Композиция
1-я и 4-я части романа — его опора, почва. Взлет
во 2—3-й частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться
Обломову.
1-я часть романа внутренне связана с 4-й частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Слайд 3
Композиция
Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман
начинается весной, 1 мая.
История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция
вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?
Стремление «к точке покоя» — так выстраивается композиция романа.
Слайд 5
Художественное своеобразие романа
«Автор «Обломова», вместе с
другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый
и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)
Слайд 6
Художественное своеобразие романа
– Произведение Гончарова – замечательный образец
социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и
глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?
Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:
жизнь-суета (гости Обломова);
Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);
Жизнь Андрея Штольца.
Слайд 7
Художественное своеобразие романа
Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова
в изображении быта.
а) Петербургская квартира Обломова (часть первая,
глава 1)
б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9)
в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1)
Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности.
Слайд 8
Художественное своеобразие романа
Наряду с полнотой и тщательностью
зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям
изображаемого быта.
Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени.
Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A? propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9).
Слайд 9
Художественное своеобразие романа
И. А. Гончаров – первоклассный
портретист. Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в
представлении читателя как живые.
портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое).
Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.
Слайд 10
Художественное своеобразие романа
Мастерство писателя проявляется и в
создании внутреннего монолога героя.
Часть вторая, глава 5: монолог
Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.
Слайд 11
Художественное своеобразие романа
К пейзажу Гончаров обращается
редко, но в описании его язык ясен и выразителен.
Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина.
Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы.
Слайд 12
Художественное своеобразие романа
Ощущению глубинной сущности характера Обломова
способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.
Почти сказочная жизнь в
Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».
Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.
Слайд 13
Художественное своеобразие романа
Речевая характеристика – характеристика героя
литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова
и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности.
Слайд 14
Художественное своеобразие романа
Один из моментов, на который
обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva»
из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.).
Слайд 15
Выводы
Художественные особенности романа
И. А. Гончарова.
1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».
Слайд 16
Художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире.
Гончаров использует различные
способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления
героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».