Слайд 2
«Человек есть тайна . Ее надо разгадать, и
ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что
потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 3
« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства;
но Гоголь – поэт по преимуществу социальный;
г. Достоевский
– по преимуществу психологический.
Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга;
для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума».
В.Н. Майков. Литературная критика.
Слайд 4
«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы
такое написали?»
В.Г. Белинский
«Это была
самая восхитительная минута в моей жизни»
Ф. М. Достоевский
Слайд 5
«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит
людей на чердаках и в подвалах и говорит о
них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В. Г. Белинский.
Слайд 6
–Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой
темы раскрывает новый аспект в ее звучании?
-Решить, почему автор
выбрал эпистолярный жанр?
- Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина.
- Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека».
ЗАДАЧИ УРОКА
Слайд 7
«Любезный брат.
Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат.
Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не
могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать.
Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть »
24 марта 1845 года Петербург
из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому
Слайд 8
«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот»,
сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание
как действительность второго порядка»
М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.
Слайд 9
Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много
и с такими тональными вибрациями.»
В.В.
Виноградов.
Слайд 10
«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во
всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей
не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет»
Ф. М. Достоевский.
Слайд 11
Тематические черты
«маленького человека»
в образе Макара Девушкина
1.
Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.
2. Страдание от сознания своей
слабости и ошибок.
3. Неразвитость личности.
4. Острота жизненных переживаний.
5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.
Слайд 12
Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека »
Его герой
окружен «двойниками».
Он не изолирован от общения с людьми: мир
«маленького человека» разрастается.
Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему.
Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе.
Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.